Общество

Танки джунглей не боятся, или Африканское турне Т-34

До этого я служил в Германии, где, в основном, были танки Т-54 и Т-55, но стали поступать и Т-62 со стабилизированной гладкоствольной пушкой, стреляющей не только различными снарядами, но и управляемыми ракетами.

Танки в Анапе стояли законсервированные, а полк был кадрированным. Это когда штат офицеров был полным, а на танках из четырех членов экипажа в наличии было только два – командир и механик. А наводчик и заряжающий, в случае какой-нибудь заварухи, пополняли экипаж из призыва.

Практические занятия проходили у нас на Витязевской косе. Ею заканчивался анапский пляж. На ней были установлены мишени для стрельбы из автомата и танкового пулемета (из пушки стреляли зимой, чтобы не пугать отдыхающих), а у основания косы, где полигон был отгорожен от пляжа колючей проволокой, стояла вышка управления — кирпичный домик с плоской бетонной крышей, на которой устанавливалась стереотруба. Этакий бинокль на треноге для наблюдения за стрельбами.

Но наблюдателей (в основном, ими были солдаты) больше интересовало то, что происходит на пляже, чем на полигоне. И стоило офицерам чуть отвлечься, как стереотруба тут же разворачивалась в сторону пляжа и направлялась на ближайшую раздевалку.

Однажды мне пришлось двое суток быть дежурным на полигоне, где находилось три учебных танка и несколько механиков во главе со старшиной-контрактником. Вечерами мы развлекались тем, что катались на танках по косе. Гоняли по песчаной кромке, выжимая из машин всю мощь. И надо сказать, что скорость у «тридцатьчетверок» была весьма приличной.

Один раз пришлось водить танк и по горам на раевском танкодроме, что на перевале под Новороссийском. Здесь офицеры сдавали зачет по вождению. Садишься в танк один и вперед!

Признаюсь, до этого по горам водить не приходилось, да еще и с препятствиями на пределе возможностей машины. И в отдельные моменты было по-настоящему страшно, особенно на таких элементах трассы, как уступ на подъёме. Танк встаёт чуть ли не на «попа», перебираясь через полуметровый бетонный уступ. В тримплекс видно только небо, а потом машина ухает всей массой вниз.

Или двойной поворот на спуске, когда танк идет боком и юзом и такое ощущение, что он вот, вот перевернется. А чего стоит преодоление бетонных надолбов или проезд по узкой эстакаде на высоте больше метра. Здесь чаще всего танк сваливается на бок. Опасна и остановка на спуске. На середине горы надо остановиться, заглушить двигатель, а потом завести и продолжить подъем.

У моего товарища Олега Четвергова это не получилось, и танк покатился вниз. Двигатель, а на танках они дизельные, завелся в обратную сторону, прибавив машине еще ходу. Олег катился до самого низа, в клубах белого дыма танк пронесся мимо мачты высоковольтной линии, чудом не задев её.

Но, в общем, прослужили мы на «тридцатьчетверках» недолго. Через полгода стали готовить их к отправке в Африку. В это время там шла освободительная война, в которой Советский Союз помогал африканцам, особенно активно Анголе и Конго.

Танки снимали с консервации, заводили, проверяли вооружение, где надо смазывали и комплектовали всем необходимым. Потом отправляли в Новороссийск, а оттуда на кораблях в Африку.

Поехали туда инструкторами и несколько наших офицеров. А по возвращении рассказали, что сначала все было хорошо. Но потом какие-то доброхоты стали говорить тамошнему руководству, что русские танки плохие и ни на что не способны.

Приехало военное руководство на место, где обучали африканцев вождению и стрельбе, и пожелало посмотреть. Их ребята ничего путного показать не смогли, и руководство стало криво усмехаться, кивая на танки. Тогда один наш офицер сел за рычаги, а другой за пушку:

-И мы им показали, на что способен этот танк. Стреляли в основном с ходу и на приличной скорости. Из пушек разнесли в щепки все мишени, а что осталось, изрешетили пулемётами. Покрутились и на окопах, сравняв их с землей. В общем, показали «тридцатьчетверку» во всей красе.

Чернявые начальники почесали репы и говорят: «Да, машины неплохие, но больше так не делайте. Наши ребята не смогут повторить, а им обидно».

А через время пару танков послали в джунгли, где какой-то отряд вояк вышел из-под контроля. И уже местные парни, освоившись к тому времени на танках, разогнали повстанцев и очень довольные вернулись в часть.

В. Михайлов.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту