Общество

В семейной жизни главное — терпение

Завтра 50 лет совместной жизни отмечают Владимир Михайлович и Любовь Дмитриевна Копаевы из посёлка Черноморского.

Буря не помешала свадьбе

8 февраля 1969 года Любовь и Владимир поженились. Их свадьбу запомнили все, кто там был, потому что в это время свирепствовала пыльная буря. С ноября 68-го по март 69-го дуло практически без перерыва. Причём продувало не отдельные районы, а всю территорию Краснодарского края. Пыльная буря пришла из Сальских степей. Холод стоял страшный, такой, что гармонист, которого пригласили играть на свадьбе, обморозил себе уши и пальцы рук. После этого, как вспоминает Владимир Михайлович, начали насаживать лесополосы, чтобы ослабить силу ветра и защитить плодородный слой земли.

Молодожёны Копаевы, 8 февраля 1969 года

Наверное, можно было и переждать бурю. Но таков уж Владимир: что решил — то сделает. Пришёл из армии, и через два месяца свадьба.

Владимир и Любовь познакомились, когда им было по 15 лет. Жили тогда в станице Холмской. Владимир учился в краснодарском профессиональном училище №1, Люба — в краснодарском педучилище. Летом она проходила практику в детском саду, а Володя водил в сад младшего брата.

Чем приглянулся ей Владимир?

— Он всегда был в выглаженных рубашках, брюках, — говорит Любовь Дмитриевна. — На это я сразу обратила внимание. А потом он приходил к друзьям, которые жили на моей улице. Так мы и сдружились, вместе ходили на танцы.

Почему выбрал именно Любу?

— Она была очень хорошей девочкой — умная, скромная. Скажу так: за руку меня взяла и повела. Я за ней и пошёл, — шутит Владимир Михайлович.

И даже три года службы в армии не разлучили их. Год Владимир осваивал в учебной части в Тбилиси профессию механика — водителя танка. Затем два года служил в боевой танковой части в Кировабаде Азербайджанской ССР.

А Любовь ждала суженого.

Три года в Казахстане

После свадьбы молодые жили в станице Холмской. Работали в НГДУ «Черноморнефть». Любовь — в детском саду №30 «Солнышко» воспитателем, а с конца 70-х по 1985 год — заведующей. Владимир — бурильщиком в цехе подземного и капитального ремонта скважин. Им дали квартиру в Черноморском, где они сейчас и живут.

— У нас на Карском добывали чекрак — тяжёлую ароматизированную нефть, её очень трудно добывать, скважины глубиной до 1200 метров бурили. Из такой нефти делают парфюмерию, — рассказывает Владимир Михайлович.

В 1977 году было образовано научно-производственное объединение «Союзтермнефть». А через два года в составе объединения создали Краснодарское управление по повышению нефтеотдачи пластов и капитальному ремонту скважин. Была начата добыча нефти термическими методами.

Владимир перешёл работать в «Союзтермнефть». От этого управления его направили на нефтяное месторождение Каражанбас в Казахстане. Жили в городе Шевченко.

— Город находился на берегу Каспийского моря. Нефть добывали в девяти километрах от берега Каспия. И хотя глубина скважин составляла всего 350 метров, сложно было работать, потому что скважины засыпало песком, приходилось постоянно их ремонтировать, — рассказывает Владимир Михайлович.

Три года он летал в Казахстан вахтовым методом.

За Полярный круг

Но однажды сосед Василий Егорович Добрынин, который работал заместителем директора объединения, предложил Владимиру: «Я лечу работать главным инженером в НГДУ «Ноябрьскнефтегаз». Предлагаю там работу, ты подумай».

— Ноябрьск находится аж за Северным полярным кругом. Мне нравилось работать на Каражанбасе, но, признаюсь, русских там уже не привечали. И я принял решение уехать из Казахстана, — говорит Владимир Копаев.

Прилетел домой, оказалось, Василия Егоровича срочно вызвали в Ноябрьск. Как быть? Посёлок вахтовиков был закрыт, и попасть туда можно было только по вызову. Владимир стал пробивать пропуск. И добился! Иначе через два месяца прервался бы стаж.

Год он работал в Ноябрьске. Ему понравилось, и он предложил Любе с детьми переехать к нему, чтобы заработать северный стаж и пенсию. Но Любовь Дмитриевна ни в какую не соглашалась. Тут она заведующая детским садом, дочери ходят в школу, всё хорошо. Какой Ноябрьск? Она написала мужу письмо, что они никуда не поедут.

Вскоре Владимир приехал и сказал, что всё решено и у неё три дня на сборы. Любовь в ужасе, какие три дня? «Я же тебе писала, что не поеду!» — она ему. Он достал из кармана нераспечатанное письмо: «Это, что ли?»

За три дня она рассчиталась на работе, собрали и погрузили вещи в контейнер. Для Любы это стало шоком — неожиданно оказаться в совершенно другом климатическом поясе. Всё начать заново. Но, как говорится, куда иголка — туда и нитка. Без семьи на севере Владимир жить не хотел.

Всё устроилось хорошо, жили в тогда ещё строящемся посёлке Муравленко, в 130 километрах севернее Ноябрьска. Любовь Дмитриевна нашла работу. На её долю выпало принимать первый детский сад. Уж она строителям нервы помотала! Пока не сделали всё по нормам, садик не приняла. Несколько раз всё переделывали.

За Полярным кругом Копаевы прожили 16 лет. Им обещали, что, отработав 15 лет, они будут получать «северную» пенсию с коэффициентом один к семи. Но, когда вернулись в Черноморский, оказалось, что северный стаж не вошёл в перерасчёт по пенсии. Проценты добавили, а северный стаж, увы, не посчитали. Но Копаевы на жизнь не жалуются.

Счастье — в детях и внуках

Старшая дочь Юлия окончила Тюменский индустриальный институт, работала технологом в НГДУ. В начале 90-х из Канады по контракту приехала группа специалистов. С ними заключили контракт на пять лет. Канадцы привезли своё оборудование. Нефть там добывали не качалками, как у нас, а электроцентробежными насосами, которые они и привезли. Но начались военные действия в Чечне, и канадцы расторгли контракт.

Юлия познакомилась с канадским парнем, он пригласил её в свою страну. Она уехала с ним, и домой не вернулась, вышла за него замуж. Вот уже почти 30 лет живёт в Канаде. Юлия занимает пост в мэрии города Эдмонтона. Каждое лето она с мужем и сыном приезжает к родителям.

В 2006 году Копаевы побывали в Канаде в гостях у дочери.

— Нам очень там понравилось, всё чисто, ухожено, хорошие дороги, сервис везде по последнему слову технику. Но домой, в Россию, всё равно тянуло, — говорят Копаевы.

Об одном только сокрушается Любовь Дмитриевна, что по-русски внук Владимир не умеет разговаривать. Когда был маленький, жил с дедушкой и бабушкой. А пришла пора идти в школу, его забрали в Канаду. Володя в детском саду быстро научился говорить по-английски. А теперь русский совсем забыл.

Младшая дочь Екатерина преподаёт информатику в колледже в Ноябрьске. И сейчас уже два года учится в Президентской академии. Будет экспертом по рабочим профессиям. Её старший сын Лев выучился на эколога, недавно вернулся из армии, служил в Ингушетии. А младший, Савелий, учится в пятом классе.

Бабушка во внуках души не чает.

Интересный факт: Любовь Дмитриевна и Владимир Михайлович каждый год собирают в лесу ягоды — шиповник, боярышник. И внуков, когда они приезжают, всегда в лес водят.

Недавно Лев приезжал в гости к дедушке с бабушкой прямо из военной части. Как водится, пошёл в лес и собрал… мешок мусора. Как эколог он не может спокойно относиться к загрязнению окружающей среды.

— Мы очень переживаем за наш лес, — говорит Любовь Дмитриевна. — Обидно, что люди не только за собой не убирают, но и специально в лес мусор вывозят. Душа болит, как же так?

Любовь Дмитриевна и Владимир Михайлович очень неравнодушные люди. Они обязательно участвуют 9 Мая в шествии Бессмертного полка. Их отцы воевали.

— Мне обидно, когда говорят «оккупанты», — со слезами говорит Любовь Дмитриевна. — Да они жизнью рисковали, освобождая нашу страну!

У Копаевых много друзей, они тесно общаются с родными, ладят с соседями. В их подъезде — чистота и красота.

— Мне по жизни везло на хороших людей, — говорит Любовь Дмитриевна. — В педучилище была замечательный педагог Анна Семёновна. В детском саду «Солнышко» моей наставницей была Екатерина Ивановна Голенкова, я ей очень благодарна, она меня многому научила и по работе, и по жизни.

Любовь Дмитриевна — Отличник народного просвещения. Владимир Михайлович награждён грамотой Министерства нефтяной промышленности Казахской ССР. Оба — ветераны труда.

Что самое важное в семейной жизни?

— Терпение, — ответили оба.

Хотя, как пошутила Любовь Дмитриевна: «Мужа я разбаловала, он не жил, а в масле катался».

Сейчас Копаевы мечтают о правнуках, чтобы никто не болел, чтобы всё успокоилось в Украине и чтобы посёлок Черноморский жил и процветал, был красивым.

Ольга Бондаренко

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту