Сделать акцент на обеспечение порядка и безопасности – такую задачу поставил губернатор Кубани А. Ткачев перед муниципалитетами. В Северском районе работает штаб, в который входят глава Северского района А. Ш. Джарим, его заместитель Г. П. Борисенко, заместители начальника ОМВД России по Северскому району М. К. Магомедов и В. Е. Беренский, а также атаман Северского районного казачьего общества А. В. Подобный. В минувшую пятницу, 1 февраля, в рамках акции «Губернатор за правопорядок и законность на Кубани» штабом было организовано и проведено рейдовое оперативно-профи-лактическое мероприятие с участием сотрудников районной администрации, райотдела МВД и казачества, которое было направлено на работу с лицами, состоящими на профучете по алкоголизму и наркомании, а также ранее судимыми. Геннадий Борисенко провел развод, и корреспонденты «Зорь» вместе со стражами порядка отправились в рейд по Ильскому и Черноморскому поселениям.
Большая стирка
В составе одной из групп, направленных в поселок Ильский, – инспектор отдела участковых уполномоченных по делам несовершеннолетних Олеся Крутикова, полицейский ППС Антон Шпортак и казак-дружинник Владимир Чайка. Капитан полиции О.А. Крутикова, «под опекой» которой находятся неблагополучные семьи Ильского, определяет маршрут.
Машина остановилась возле низенькой хатки. В доме тепло. В узком коридорчике стоит большой таз с замоченным бельем, рядом стрекочет «Малютка», на полу грязная жижа – идет стирка. Нас встречает хозяйка. Она ничуть не удивлена, видно, что сотрудники служб системы профилактики проведывают эту семью регулярно.
— Здравствуй, Рая. Как дела у тебя? – Олеся Анатольевна говорит негромко и спокойно, попутно оценивает обстановку. – Как дети? А что это малыш у тебя, не приболел?
Младший из четверых детей – семимесячный мальчуган сопит, сидя на руках у матери, другие подбежали поздороваться с гостями. Старший ребенок уже ходит в школу, двум средним нужны места в садике. Мама, естественно, не работает. В жилых комнатах хозяйка и ее сожитель (не отец детей) сделали косметический ремонт. Мужчина пробавляется случайными заработками, но руки, судя по всему, у него есть, кое-какую мебель в доме сделал. Инспектор расспрашивает мать, чем она кормит детей, есть ли запас продуктов. Та показывает содержимое холодильника: куриный рулет, копченая скумбрия, запас мороженого мяса, домашние заготовки, еще что-то – прокормиться несколько дней можно. Кроме этого есть картошка и крупы.
— Ты в коридоре-то уберись, Рая, – прощаясь, сказала инспектор.
Олеся Анатольевна рассказывает, как семья попала на учет. В этом же доме до недавнего времени жили родители Раи, и обстановка была совсем не такая благополучная (хотя о благополучии в этой семье можно будет говорить, наверное, еще не скоро). С нового года, когда они уехали, в семье установился какой-никакой порядок, в пьянстве взрослые не замечены, даже планы радужные появились – летом хотят затеять стройку на участке.
Кто же в праздники не пьет?
— Сильно не разгоняйся, направо сейчас, – говорит водителю Олеся Анатольевна.
В темноте ищем дорожку, где почище, пройти к дому – на улице упорно моросит дождь. Хозяйка уже открыла дверь, выглядывая, кто там приехал.
Мама школьницы и годовалого малыша, молодая женщина, провожает нас в дом. Дети были на кухне – время ужина. Вопросы у инспектора те же: сыты ли, одеты дети, какая обстановка в семье. В одном из помещений на полу рядом с комодом валяется куча одежды. Почему беспорядок такой? «Да сколько ж можно убираться, малая вон везде лазит!» – улыбается мама.
Мама сообщает, что у малышки никак кашель не проходит. Лечила месяц в больнице, что-то не помогло.
— Съезди с ней в Краснодар, собери денег. Ты в садик на очередь стоишь? В курсе, что сейчас надо в многофункциональном центре в Северской на очередь записываться?
В маленьком стареньком холодильнике негусто: кастрюля с супом да консервации. Правда, есть еще крупы, овощи.
Еще один вопрос инспектора:
— Ты не пьешь? – Олеся Анатольевна смотрит ей в глаза.
— Ну, на Новый год выпила, кто на праздник не пьет?
— Я не пью.
Муж, по словам женщины, работает, все в порядке. А у нее работы нет, то есть после декрета выходить некуда. На учет попала за пьянку, а к таким работа, как правило, не прилипает. Сегодня мама трезвая, а завтра… Завтра снова придет кто-нибудь из служб системы профилактики. Работа продолжается.
В дороге инспектор рассказывает истории о неблагополучных семьях. О том, как порой приходится изымать детей, потому что до родителей не достучаться. Жалко детей. Когда они вырастают в таких семьях, какая своя-то потом будет? По образу и подобию?..
Без холодильника
В следующей семье тоже двое детей. С мужем Наташа рассталась, алиментов от него не получает. Когда жили вместе – пил, бил, потом бросил. Руки опустились, перестала стирать, убирать, готовить, за детьми смотреть. В доме нет холодильника, поэтому готовить приходится на один раз – при такой любви к хозяйству, как у Наташи, сколько раз в неделю получится? До изъятия детей дело не доходило, но… Вслед за нами заходит мужчина, протягивает детям большую бутылку «пепси». Ребятишки, мальчик и девочка дошкольного возраста, принимают угощение с радостными возгласами. С тетей Олесей они тоже знакомы, поэтому наперебой рассказывают ей о своих детских буднях. Оба ходят в детский сад, старшую девочку мама водит в музыкальную школу. Может, отчасти благодаря новому другу мамы дома восстановился относительный порядок? Женщина заверяет, что вот-вот перейдет на полный рабочий день.
— Не понимаю я таких женщин, – возмущается Олеся. – Неужели не хочется накормить детей обедом, уложить их и самой лечь в чистую постель?!
Код к новой жизни
Следующий дом, по сравнению с предыдущими, большой, в два этажа. Родители отстроили сыну, поясняет Олеся Анатольевна. А сами живут в этом же дворе отдельно.
— Сначала к дедушке зайдем. Здравствуйте! Ну, как наша подопечная? Не пьет?
— Здравствуйте! Как дела, Олеся? А ты сейчас лучше выглядишь, чем до Нового года, молодец, – приветливо встречает ее пожилой мужчина. – У нас пока все нормально и праздники прошли без проблем, потихоньку суетимся…
«Подопечная» – это невестка. А беда в семье – женский алкоголизм. Совсем недавно прошла лечение, закодировалась. Заходим в дом, навстречу нам выбежал одиннадцатилетний мальчик. Улыбается, делится новостями: «У нас все хорошо!» Удивительно, насколько у детей короткая память, счастье, что она такая короткая. Для них главное – жить в семье, с мамой и папой.
Но мамы что-то не видно, и инспектор поднимается на второй этаж. Очень быстро возвращается, уже с хозяйкой. Лицо у той вроде свежее. «Все нормально, ремонт вот будем продолжать».
По внутреннему состоянию дома видно, что хозяевам действительно долгое время было не до него. В семье создалась «трудная жизненная ситуация». Пока женщина уходила в запои, мальчишка бродил по улицам, отец, глядя на такую картину, сам прикладывался к рюмке. Потом дошло до того, что мальчик стал заглядывать в контейнеры в поисках чего-нибудь съестного – находил еду, а вместе с ней нашел кишечную палочку. Обратился в органы опеки сам отец, попросил оформить сына в реабилитационный центр, сам он уже не справлялся с ситуацией. Так пацан и живет – пять дней в центре, выходные с родителями.
Мы объехали несколько семей поселка Ильского. К счастью, нигде в этот вечер не увидели детских слез и пьяных лиц их родителей. Хорошо, если так, если в семьях все наладилось, но ощущение благополучия все же довольно зыбкое. Восстановить разрушенное очень трудно, порой невозможно без помощи со стороны. Поэтому и не оставляют их наши службы системы профилактики.
По итогам рейдового мероприятия сотрудники полиции в тот же вечер представили в штаб подробный рапорт по каждому проверенному лицу. В мероприятии приняли участие 148 человек: 100 сотрудников ОМВД России по Северскому району, 8 сотрудников межрайонного отдела РУФСКН России по Северскому району и 40 казаков-дружин-ников. Результаты будут обобщены для использования в профилактической работе в дальнейшем с целью снижения уровня преступности в районе.
Цифры
В ходе рейда проверено 125 лиц, состоящих на профучете. Из них наркоманов – 57, освободившихся из мест лишения свободы по УДО – 35, ранее судимых – 33, притонов – 12.
Доставлены в дежурную часть ОМВД 19 человек, из которых по факту употребления наркотиков – 7 человек. Изъяты две единицы оружия.
Составлены два административных протокола по факту продажи спиртных напитков несовершеннолетним и 17 – за нарушение санитарного состояния территории.
Ирина КАУЛЬКО.
Фото автора.
(Имена членов неблагополучных семей изменены)
В следующем номере «Зорь» читайте репортаж о рейде в Черноморском поселении.