Продолжаем рассказ нашего журналиста о поездке в Санкт-Петербург
Уголок уединения
Конечно же, невозможно будучи в Питере не посетить Эрмитаж, Петергоф, Екатерининский дворец. Сложно сказать, что лучше. Всё! Это, пожалуй, три дворца, которые поразили больше всего. Но обо всём по порядку.
Одна Дворцовая площадь чего стоит. Зимний дворец, в котором находится музей «Эрмитаж», здание штаба Гвардейского корпуса, здание Главного штаба с Триумфальной аркой, Александровская колонна. Размеры площади составляют около 5,4 гектара (Красная площадь в Москве — 2,3 гектара).
В Эрмитаже хранятся более трёх миллионов произведений искусства начиная с каменного века и до нашего столетия. 350 залов — весь маршрут займёт ни много ни мало 20 километров. И восемь лет жизни — именно столько времени уйдёт на просмотр каждого представленного экспоната или картины (из расчёта — одна минута на экспонат). Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге несколько лет подряд признавали лучшим музеем Европы и России и одним из самых больших музеев мира.
Императорская резиденция — здание Эрмитажа — строилось для дочери Петра I Елизаветы. Но пожить в нём ей не удалось. Здесь жила Екатерина II.
Можно сказать, что история Эрмитажа началась совершенно случайно в 1764 году, когда императрица в счёт долга русской казне приобрела коллекцию из 225 картин, собранную персонально для коллекционера — прусского короля Фридриха II. Последнему тем самым был нанесён неслыханный по дерзости удар по самолюбию. Не оправившись от поражения в Семилетней войне, прусский монарх оказался неплатежеспособным, и вся коллекция досталась России.
Этот год вошёл в историю Эрмитажа как год его основания, а день рождения музей празднует 7 декабря — в День святой Екатерины.
В дальнейшем со свойственным ей фанатизмом к просвещению Екатерина II скупала лучшие произведения искусства со всего мира, собирая коллекцию в маленьком дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже. Спустя десятилетия разросшаяся коллекция обрела свой новый дом — Императорский Эрмитаж.
Вообще «эрмитаж» переводится как «уголок уединения». То есть место, где императрица отдыхала. Так и хочется сказать: ничего себе уголок!
Благодаря тому, что нашу поездку директор «Грамотея» Татьяна Владимировна Гончарова заранее тщательно спланировала, за короткое время мы осмотрели основные залы музея.
Передать всю красоту залов невозможно — это надо видеть! Очень изумил самый большой зал императорской резиденции — Золотая гостиная, весь в зеркалах и золоте. Он украшен вручную сусальным золотом, на него потрачено 56 килограммов.
Для проведения больших и официальных церемоний кавалеров ордена Георгия Победоносца, учреждённого Екатериной, к анфиладе был пристроен Георгиевский или Большой Тронный зал. Восседая на троне, Екатерина II принимала верительные грамоты и поздравления собравшихся в зале дипломатов. Мы видели трон, на котором сидела сама Екатерина! Это впечатлило.
Поразили часы «Павлин». В 1777 году известный политический деятель, фаворит императрицы Екатерины князь Григорий Потёмкин решил приобрести одно из изделий Джеймса Кокса в подарок для государыни. Это был знаменитый автомат из позолоченной меди. Первоначально позолота была разноцветной: хвост павлина был золотисто-изумрудный, а его туловище местами покрывали цветные лаки.
В автомате целых четыре механизма: один часовой и три приводящие в движение фигуры. Порядок работы заведённого автомата имеет глубокий смысл: первой просыпается сова — символ ночи, звенят колокольчики, подвешенные на клетку, сова двигает головой и лапкой, вращает глазами. Движения совы и мелодичный звон колокольчиков сопровождают весь процесс. Далее сам павлин грациозно кланяется маленькой головкой и распускает свой золотой хвост — символ солнца. Павлин поворачивается и показывает оборотную сторону своего хвоста — посеребрённую поверхность, символизирующую ночь. Последним оживает петух.
Нам увидеть, как работают часы, не пришлось, но это мы посмотрели на представленном тут же видео. Надо же! И придумали такое в то время!
Очень понравилась Лоджия Рафаэля, представляющая собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения для создания этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески. Каждый уголок лоджии, в том числе колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвящённых Ветхому Завету, и четыре — Новому. На расписных стенах — сцены Священного писания и ни единого повторяющегося узора!
Рыцарский зал располагает огромной коллекцией оружия, охватывающей более 15 тысяч предметов. Здесь можно увидеть турнирные доспехи, мечи, шпаги, охотничье, а также огнестрельное вооружение разных стран. Главным украшением зала считается выставка фигур рыцарей в доспехах на конях. Эффектность экспонатов подчёркнута огромными картинами с изображением военных действий.
Большая часть Нового Эрмитажа посвящена культуре античности. Очень интересный египетский зал, где мы видели настоящую мумию жреца Падеиста.
Поразила в музее огромная Колыванская ваза, сделанная из монолитного камня, её длина пять метров, ширина три метра, высота около трёх метров. Это самая большая в мире чаша, сделанная из природного камня.
Всё, что мы видели в этом музее, описать невозможно. Поэтому сразу совет: обязательно побывайте в Эрмитаже!
Исаакиевский собор
Конечно, Санкт-Петербург удивляет соборами. Самый известный — Исаакиевский, который поражает величием. По своим размерам он стоит на четвёртом месте в мире среди купольных сооружений. Высота — 101,5 метра, длина 111,3 , ширина 97,6 метра. Здание окружают 112 монолитных колонн, каждая весит 114 тонн!
История собора началась в 1710 году, когда была построена деревянная церковь в честь Исаакия Далматского — византийского святого, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В ней в 1712 году Пётр обвенчался с Екатериной Алексеевной, своей второй супругой. Позже деревянную церковь заменили каменной. Третий храм был возведён во второй половине XVIII века, однако сразу по окончании работ его объявили несоответствующим парадной застройке центра города. Император Александр I объявил конкурс на лучший проект по его перестройке. Через девять лет получил одобрение проект молодого французского архитектора Огюста Монферрана, и началась работа.
Сооружение собора длилось 40 лет и потребовало приложить огромное количество усилий. Однако результат превзошёл все ожидания. Монументальность собора подчёркнута его квадратным построением. При строительстве было использовано 43 породы минералов. Цоколь облицован гранитом, а стены — серыми мраморными блоками. С четырёх сторон Исаакиевский собор обрамляют могучие восьмиколонные портики, украшенные статуями и барельефами. Над громадой собора высится грандиозных размеров золочёный купол на барабане, окружённом гранитными колоннами. Сам купол сделан из металла, а на его позолоту ушло около 100 килограммов червонного золота.
Исаакиевский собор иногда называют музеем цветного камня. Внутренние стены облицованы белым мрамором с отделочным панно из зелёного и жёлтого мрамора, яшмы и порфира. Главный купол изнутри расписывал Карл Брюллов.
После революции храм был разорён, из него вынесли около 45 килограммов золота и более двух тонн серебра. В 1928 году службы были прекращены, и здесь открылся один из первых антирелигиозных соборов в стране.
В годы Великой Отечественной войны подвалы храма служили хранилищем для произведений искусства, которые везли сюда со всех дворцов и музеев. Для маскировки купол перекрасили в серый цвет, но избежать бомбёжек не удалось — по сей день на стенах и колоннах храма видны следы артобстрела. По самому куполу не стреляли — считается, что немцы использовали его как ориентир на местности.
Музейный статус был присвоен храму в 1948 году, а церковные службы по воскресениям и праздникам возобновлены в 1990 году, и эта традиция жива по сей день. Кроме того, в соборе регулярно проходят концерты, экскурсии и другие мероприятия.
(Продолжение следует)
Ольга Зорина