Общество

Военное детство

Виктор Григорьевич родился 27 ноября 1927 года в станице Азовской в семье рабочих. Помимо него в семье было ещё шестеро детей. С самого детства маленького Витю приучали к труду — он помогал матери в колхозе полоть табак, собирать люцерну. В школу Витя пошёл там же, в Азовской, но проучился лишь до пятого класса — потом началась война.

Немцы вошли в станицу Азовскую 6 ноября 1942 года. И те времена ветеран помнит до сих пор. 14-летний Витя с товарищами в тот день пас коз на поляне в районе азовского пруда. И вдруг откуда ни возьмись появился наш солдат. Он сказал мальчишкам, что в станицу заступают немцы, и велел им идти домой. Они не послушали солдата, не поверили ему. А потом в небе пролетел немецкий самолёт. Тут-то ребята по-настоящему испугались. Витя быстро пригнал коз домой и увидел, как по Азовской бегут солдаты и кричат: «Немец наступает».

— После этого из дома я не выходил, а звуки стрельбы продолжались долго, — вспоминает Виктор Григорьевич.

Вскоре стрельба прекратилась, но немецкие самолёты продолжали летать.

А потом в станице появились румынские солдаты. Она бегали по домам, грабя жителей и забирая последнее: молоко, яйца, картошку.

Отец и братья Виктора Григорьевича ушли служить на фронт. О старшем брате Иване ветеран не знает ничего до сих пор. Его призвали в армию в штаб Кочубея. Говорили, что его видели в горах, но по документам он нигде не числился. Сестра Таня и брат Филипп ещё до войны уехали учиться в Воронежскую область. Таня в войну работала медсестрой в больнице, а потом её перевели в госпиталь, где она вскоре погибла при бомбёжке.

— В январе в Азовскую, где в то время стояли румынские солдаты, прорвались наши, заняв позицию со стороны Убинской. Враги ходили через нашу улицу на Ламбину, — рассказывает Виктор Григорьевич.

Мать решила не играть с судьбой и, взяв Витю, сестру, побежала к соседям. Когда они вернулись домой, обнаружили, что окна в доме все выбиты. Через несколько дней в дом Пенских зашёл полицай и приказал собираться в путь. Впопыхах, собрав вещи и кое-какую еду, семья вышла на улицу. Тогда Пенских и ещё 36 семей погнали пешком во Львовское. Если кто-то из пленников останавливался, полицаи били его кнутом по спине, не щадили никого — ни детей, ни женщин. Во Львовском азовские семьи передали другому предателю. Он же пояснил сообщнику, что «машины (душегубки) были, но ушли».

Виктор Григорьевич вспоминает:

-Тогда нас загнали в казарму, где тюковали табак. Но часов в пять утра велели бежать. Но куда идти в такое время, кто нам откроет? Все семьи разбрелись по селу и искали прибежище. Нас приютила старушка, у которой жила жена офицера. Здесь мы пробыли месяц. В феврале 1943 года Северский район был освобождён от немецко-фашистских захватчиков и нужно было возвращаться домой, в Азовскую. Было решено, что я пойду на разведку в станицу.

Мама снарядила меня едой и тёплой одеждой, и я отправился в путь. Когда подошёл к нашему дому, не узнал его: ни окон, ни дверей, ни крыши, одни стены. Вернувшись во Львовское, я рассказал маме, что дом наш разрушен. Мама решила, что мы поживём у её сестры в Азовской. В апреле мы стали восстанавливать наше жилище. Вставили окна, накрыли крышу кугой. Жизнь потихоньку стала налаживаться…

В октябре, когда Виктору ещё не исполнилось и 17 лет, его призвали в армию. Он попал в город Новороссийск в 60-й запасной стрелковый полк. Там же он встретил Победу.

В августе 1945 года Виктора Григорьевича переправили в Баку на службу, где он в составе Вооруженных сил Красной армии пробыл месяц. Здесь его назначили помощником капитана. Из Баку полк погрузили на пароход «Туркменистан» и отправили в город Красноводск. Оттуда полк, в состав которого входил В. Пенской, направили в Иран, город Бендер-Шах, где находились наши войска. Из Бендер-Шаха Виктор попал в Сари, где служил до вывода войск из Ирана.

Потом судьба забросила его в Армению, в Ленинакан. Там Виктор попал в полковую школу, и ему присвоили звание младшего сержанта. После увольнения предложили остаться в школе и учить сержантов стрелковому мастерству. После получения звания сержанта его направили в роту связи, учиться на радиста. Здесь он окончил курсы водителей. Сообразительность и смышлёность Виктора отметил командир роты и взял его работать связным. В 1952 году он вернулся домой, в родную Азовскую. В этом же году  встретил свою судьбу по имени Лидия.

— Я её забрал с поля, — с улыбкой говорит Виктор Григорьевич. Лидия работала в колхозе, но по состоянию здоровья вынуждена была уйти. Как признается ветеран, «мы жили, не тужили».

Виктор Григорьевич работал водителем, разнорабочим, но большую часть жизни посвятил предприятию «Капремонт», в котором проработал 25 лет. За хорошую работу его наградили медалями «За доблестный труд», «В честь юбилея В.И. Ленина», «В честь 100-летия нефтяной промышленности». После пенсии работу не оставил, и по своей инициативе помогал в совхозе убирать овощи.

В прошлом году у него случилась горе — его обокрали и забрали самое ценное — костюм с медалями. Вскоре юбилейные медали возвратили, а остальные не нашли. Ветеран обращается с просьбой вернуть ему его заслуженные награды.

Сегодня Виктор Григорьевич живёт один в станице Азовской. Несмотря на возраст он ведёт активный образ жизни, состоит в совете ветеранов, посещает мероприятия, ходит в школу, рассказывая детям о войне. У него внук, правнук и правнучка.

Оксана ДРАЧ.

Фото автора.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту