Николай Коваленко из станицы Северской — настоящий герой нашего времени. В феврале 2011 года он вместе с единомышленниками со всей страны отправился в кругосветную экспедицию «900 дней — Огненный пояс Земли» — чем не героический поступок?
За время пути участники экспедиции побывали на вулканах России, США, Канады, Мексики, Гватемалы, Сальвадора, Никарагуа, Коста-Рики, Панамы, Эквадора, Перу, Чили, Аргентины, Новой Зеландии, Австралии, Индонезии, Филиппин и Японии.
Спустя два с половиной года путешественники вернулись домой. Мы встретились с Николаем и, конечно, засыпали его вопросами, на которые путешественник отвечал коротко, но честно.
— Николай, откуда такая тяга к путешествиям? Помимо этой экспедиции было что-то подобное раньше?
— Регулярные занятия активными видами спорта и здоровый образ жизни породили эту самую тягу к путешествиям. В экспедиции участвовал впервые, ранее не доводилось.
— Чего ты боялся в самом начале пути?
— Не могу сказать, что чего-то боялся. Скорее переживал, смогу ли я выдержать такой темп. Тем более у меня была травма колена.
— Какой момент в экспедиции был самым опасным? Встречались вам ядовитые змеи, пауки, опасные животные?
— Выделить самый опасный момент сложно, скорее всего потому, что много было одинаково опасных ситуаций, независимо от стран и условий, в которых мы находились. Перечислю некоторые: восхождение на вулкан с частыми камнепадами, движение в открытом океане на парусном катамаране, когда навигация вышла из строя (и это при сильнейшем ветре), ночевки в местах обитания крокодилов, стычки с населением в Папуа и ночные нападения с их стороны. Встречались змеи, и сухопутные, и морские, различные пауки, скорпионы. Рыбу фугу ловил на удочку в Австралии, там же видели крокодила. Встречи с акулами под водой, но, к счастью, это было не со мной.
— Отсюда напрашивается вопрос. Едят ли сегодня аборигены путешественников?
— Много лет назад ели, сейчас ситуация не везде изменилась в лучшую сторону. Слышал реальные истории о каннибализме. Нам повезло — все вернулись целыми и невредимыми (Смеётся).
— По чему или кому ты скучал больше всего вдали от цивилизации и дома?
— Скучал по семье, по дому в целом. Помню, очень уж хотелось принять участие в соревнованиях по спортивному ориентированию.
— Приходилось вам голодать в экспедиции?
— Голодать — нет, но пайка порой была ограничена. Жевали сахарный тростник и частенько ели кокосовую мякоть на перекус или как дополнительный паек.
— Были моменты, когда хотелось всё бросить, сесть на самолет и — домой?
— Не буду скрывать, мысли такие посещали, но это уже когда наступила психоэмоциональное напряжение.
— Какое восхождение было для тебя самым сложным?
— Самым сложным было восхождение на вулкан Чимбарасо — высота 6310 метров, это в Эквадоре. Самая удаленная точка от центра Земли. Последние 300 метров до вершины давались особенно тяжело. Более 10 шагов без отдыха сделать было трудно. Но даже после отдыха сил не прибавлялось, сказывалась высота.
— За время экспедиции ты увидел экологию Земли во всей красе. Были моменты, когда становилось жалко планету?
— Да, такие моменты были. В Индонезии и Филиппинах вода загрязнена различным мусором. В бухте Манила морская вода, как кисель. И если в районе Австралии и Папуа — Новой Гвинеи рыба ловилась часто, то на подходе к Индонезии поклевок не было вовсе.
— Везде вас принимали радушно?
— К сожалению, не везде. Лучше всего — в Австралии, Чили, и, конечно, в России. Отличились страны Латинской Америки, Папуа, Индонезия.
— На каком языке разговаривали с местным населением?
— На испанском, английском в основном. Кое-кто знает русский.
— Ты прошёл такие испытания и расстояния, что спрашиваем у тебя как у профессионала: какими качествами должен обладать путешественник?
— Я не думаю, что для того, чтобы путешествовать, нужен определенный набор качеств. Здесь главное желание и сила воли.
— Самый неординарный случай в экспедиции?
— Пожалуй, когда мы плыли втроем от Филиппин до Японии на парусном катамаране в октябре-ноябре месяце. В это время там дуют не ветры, а ветра.
— Если еще раз предложат отправиться в экспедицию на 900 дней, поедешь?
— Сейчас скажу «нет». Но кто знает, может, пройдет время и захочется снова пойти в экспедицию на длительный срок.
— Ты прошёл и проехал более 65 тысяч километров. Так, всё-таки, где на Земле жить хорошо?
— Я патриот своей страны, поэтому скажу: однозначно в России. Очень Камчатка понравилась.
Беседовала Яна БОГАТЫРЁВА.
Фото из личного архива Николая Коваленко.