Общество

Вперёд – в прошлое района

В прошлой публикации (начало в №4) мы рассказали о самом большом периоде в истории земли, на которой расположен Северский район, — от первых микроорганизмов до первобытного человека.

Проносились тысячелетия, менялся климат, море то поглощало сушу, то отступало, а на его месте появлялись горы… За несколько тысяч лет до нашей эры в наших краях возникли зачатки цивилизации. На смену каменному веку пришёл век бронзовый.

Северский район, по своему географическому положению захвативший горную и равнинную части древней Кубани, оказался на перекрёстке караванных путей. Кочевые племена соседствовали с колониями, одни царства сменялись другими. Много ещё исторических тайн скрывает наша земля.

Бронзовый век

Периоды развития древнего общества учёные обозначили в честь техники изготовления орудий: каменный, бронзовый и железный.

За несколько тысяч лет до нашей эры на территории древней Кубани возникли первые цивилизации и начался бронзовый век.

Бронзовый век берёт начало с появлением примитивной металлургии — человек научился плавить самородную медь и её сплав с оловом — бронзу. Кавказ стал одним из древнейших очагов металлургии. Потребность в металле способствовала развитию обмена между отдельными племенами.

Более четырёх тысяч лет назад, в эпоху меди и бронзы, люди уже начали обрабатывать землю мотыгами. Около трёх тысяч лет назад научились добывать железо и делать из него орудия труда, в том числе плуг для обработки земли.

В период бронзового века (середина IV — конец II тысячелетия до н. э.) на Северо-Западном Кавказе произошло общественное разделение труда: одни племена преимущественно стали заниматься земледелием, а другие — скотоводством.

«Богатырские хатки» строили для карликов?

Пожалуй, самыми загадочными памятниками бронзового века остаются для нас дольмены.

В горных районах Краснодарского края и на Черноморском побережье во второй половине III и во II тысячелетиях до нашей эры жили племена, оставившие интереснейшие погребальные памятники — дольмены. Эти ровесники египетских пирамид сооружались из пяти огромных плит, четыре из которых составляли стенки, а пятая — крышу. В передней плите, как правило, имелось отверстие, закрывавшееся каменной пробкой. Иногда дольмены высекались в целых глыбах и только сверху покрывались плитой. Дольмены служили для захоронений и представляли собой как бы наземные склепы.

При раскопках в дольменах были найдены медные топоры, тесла, наконечники копий, глиняные сосуды. Строители этих гробниц занимались охотой, мотыжным земледелием и жили оседло.

Дольмен за станицей Убинской (напротив лагеря отдыха «Дубрава»)

Название «дольмен» от кельтского  «tol» — стол и «men» — камень, то есть «каменный стол». Относятся к культуре мегалитов (от греч. «огромные камни»). Носители этой удивительной культуры точно не определены, но памятники, оставленные ими, поистине грандиозны. Полоса распространения кавказских дольменов простирается от Таманского полуострова до Абхазии в длину 480 км. Ширина её варьируется от 30 до 75 км. Дольмены расположены не бессистемно, обычно их можно встретить по бассейнам рек и близ перевалов. Эти мегалиты располагались всегда там, где имелся удобный для их постройки материал. Всего, по данным археологов, на Кубани около 2500 дольменов.

Немало дольменов было и в Северском районе, особенно в долине реки Убин. К сожалению, практически все были разрушены, кроме дольмена, который восстановили недалеко от лагеря отдыха «Дубрава» в шести километрах от станицы Убинской. В начале ХХ века большинство кавказских дольменов разбили, чтобы использовать камень для строительства дорог и домов.

Казаки называли эти захоронения «богатырские хатки», а адыгейцы — «испуны» («дома карликов»).

В путеводителях по Краснодарскому краю приводится интересная легенда о великанах и карликах. В давние времена в этих краях обитало всего два племени — огромных глупых великанов и маленьких, но хитрых карликов. Великаны жили на хороших землях в долине, в то время как карлики вынуждены были ютиться в тёмных горных пещерах. Карлики, занимающиеся колдовством, сумели заставить великанов построить для них удобные домики из камней. Великаны живо взялись за дело, наворотили скал и везде, по горам и долинам, понастроили карликам каменные дома с маленькими круглыми отверстиями, через которые только карлики и могли пробираться внутрь, сидя верхом на зайцах. Такие жилища служили надёжной защитой.

Многолетние исследования пока не дают ответа на вопрос, зачем древние люди строили дольмены, и эту тайну ещё предстоит открыть.

Дольменам также приписывают сверхъестественные свойства. А ещё говорят, что у дольмена можно попросить помощи или загадать желание и оно непременно исполнится. В наши дни эти древние мегалиты стали объектами паломничества всякого рода эзотериков и людей, верящих в их магическую силу.

О чём молчат курганы

Проезжая по степным просторам Краснодарского края, мы видим рукотворные холмы, местами аккуратно опаханные, иногда поросшие деревьями и кустарниками. Возможно, это остатки скифских курганных захоронений, которые впервые появились на Северо-Западном Кавказе в эпоху бронзы, около пяти тысяч лет назад.

В начале первого тысячелетия до нашей эры в этих краях преобладали ираноязычные племена, к которым относились скифы и сарматы. С ними были дружны и племена меотов, занимавшиеся земледелием.

Скифия занимала большую часть юга нашей страны

Скифы и сарматы, к нашему сожалению, практически не оставили письменных источников. А вот по археологическим раскопкам мы смогли узнать многое не только об особенностях погребения умерших, но и об их жизни, быте, культурных обменах с другими народами.

Некоторые курганы царских особ достигают семи метров в высоту и 20 метров в диаметре. Подкурганные захоронения знатных воинов имеют форму четырёхугольных гробниц площадью 25-114 квадратных метров. Они построены из дерева или камня прямо на поверхности земли либо в четырёхугольных ямах. Над могилой насыпали курган. На его вершине ставили каменную стелу или изваяние.

В последний путь воинов «сопровождали» боевые кони. Археологи обнаруживают также в скифских курганах оружие, конскую упряжь, большое количество золотых изделий. Об одежде и вооружении скифов, меотов и сарматов нам известно благодаря найденным в курганах изделиям греческих ювелиров, которые изображали сюжеты из жизни «варваров» на золотых бляшках, гривнах, сосудах, пластинах головных уборов. В отдельных погребениях сохранились части одежды из тканей, кожи, меха.

Да, скифы мы…

По свидетельству греческого историка Геродота (482-425 годы до нашей эры), прозванного «отцом истории», древние скифы не имели ни городов, ни укреплений. Но там, где позволяли условия, оседлые скифы строили свои жилища. Главным их занятием было скотоводство. Свои жилища скифы устраивали на повозках.

Геродот много путешествовал по странам Востока, побывал в Вавилоне и на Сицилии, на берегах Нила и островах Эгейского моря. Посетил он и Скифию. Всё увиденное и услышанное сложилось в яркую, пёструю картину быта и нравов скифов, общественного устройства, военного дела, верований и обрядов.

Скифы не только вели частые войны с соседями, но и совершали дальние походы. Война для них была постоянным промыслом. Отдельные племена в военных целях объединялись в союзы племён. Также создавались профессиональные дружины. Важнейшие решения принимались народным собранием с учётом мнения всех взрослых мужчин-воинов, советом старейшин и вождём. Причём власть вождя распространялась не только на дружинников, но и на всё население, находящееся под его защитой.

Геродот считал, что самые умные люди, которых он знал, были скифы. Они изобрели сталь, огниво, нелиняющие краски, выделку сыромятных кож и юфти. Им были известны бальзамирование трупов, музыка, живопись, ваяние. Скифам принадлежат и первые горные работы, а также другие открытия и изобретения.

Семья скифов на Кубани

Все древние историки утверждают, что скифы были лучшие воины, а Свидас свидетельствует, что они издревле имели в войсках знамёна, чем доказывается регулярность в их ополчениях.

Образ жизни, обычаи, легенды и мифы, описанные Геродотом, дают много информации о народах Прикубанья, которые были близки скифам по языку и занятиям.

Похороны царя

Благодаря археологическим раскопкам мы узнаём, какие жестокие ритуалы сопровождали похороны древних правителей.

Тело царя освобождалось от внутренностей и бальзамировалось, после чего все жители поселения в знак скорби обстригали вокруг волосы на голове, делали на руках траурные надрезы и прокалывали левые руки стрелами.

Умершего царя погружали в повозку и везли в последнее путешествие по всем подвластным ему поселениям. 

Курган сооружали в особом, тщательно выбранном месте, могилу рыли четырёхугольную и довольно большую. В отдельных частях могилы хоронили наложницу царя, предварительно задушенную, его личного повара, конюха и других слуг. Кроме того, в загробную жизнь царя сопровождали убитые по традиции телята и жеребята, при этом непременно первенцы. Количество золотых и других ценных вещей было огромным и зависело от богатства царя: великолепная посуда, оружие и украшения.

В Северском районе учёные насчитали несколько сотен древних курганов. На самом деле их гораздо больше. Есть данные, что даже здание редакции газеты «Зори» в станице Северской стоит на месте скифского кургана. Люди жили здесь задолго до освоения Кубани выходцами из Запорожской Сечи.

Вооружение и одежда

Находки археологов и описания античных авторов позволяют воспроизвести внешний облик и костюмы живших здесь народов — скифов, сарматов, меотов.

Изображённые на вазах и украшениях суровые мужчины отличаются правильными чертами лица. Прямые длинные волосы опускаются до плеч или собраны в узел на затылке. У большинства из них бороды и усы. Одеты они в длинные рубахи и кафтаны, отороченные мехом и украшенные узорным шитьём. Так же расшиты узкие или широкие штаны, заправленные в мягкие низкие кожаные сапожки или выпущенные поверх сапожек. Голова покрыта башлыком. Кафтан перехвачен кожаным поясом.

Женщины предстают в длинных платьях и широкой одежде, напоминающей шубу, наброшенную на плечи. На голове — высокий убор остроконечной или расширяющейся кверху формы. Покрывало спускается на спину. При раскопках находят также широкие юбки, рубахи.

Воины у скифов и пришедших им на смену сарматов и меотов были конными стрелками. В ранних погребениях находят наборы стрел — бронзовых, двух- и трёхлопастных, с острым шипом, который приносил дополнительные муки раненому. Луки были небольшие, удобные для всадника. Вооружение дополняли дротики для метания, тяжёлые копья, короткие (30-50 сантиметров) мечи — акинаки. Существовали и длинные мечи. У богатого оружия рукояти и ножны были обложены золотыми пластинами. Шлемы, преимущественно бронзовые, имели полусферическую форму. Доспехи рядовых воинов были кожаными.

Самыми яркими образцами искусства скифов, сарматов и меотов были предметы, выполненные в так называемом скифском зверином стиле, которым украшали оружие, доспехи, конскую сбрую, культовую утварь, одежду, украшения, перстни, браслеты. Изображениям животных с древнейших времён придавался религиозно-магический смысл. Звери олицетворяли природные стихии. Изображения были своего рода талисманами-оберегами.

Боги и легенды скифов

Самая красивая гора Северо-Западного Кавказа, расположенная в Северском районе, — Папай, по одной из версий, названа в честь верховного скифского бога. А вообще мы можем достоверно сказать, что живём на земле древней Скифии. А возможно, и их прямые потомки!

Мифы и легенды древних народов Кубани дошли до нас лишь в пересказе античных авторов. Их дополняют изображения на золотых и серебряных сосудах, оружии, украшениях и бытовых предметах, найденных при раскопках богатых погребений.

Скифы поклонялись стихиям. Их главным божеством была женщина — Великая Богиня Табити. Она была богиней огня и всего живого. Поклонение Великой Богине — явный признак недавнего матриархата, где женщине уделялась главенствующая роль. В искусстве скифов Табити иногда изображалась в виде полуженщины-полузмеи, иногда стоящей, иногда сидящей между своими священными животными — вороном и собакой, а иногда беседующей с сопровождающим её вождём.

В своих трудах Геродот описывает религию скифов так. «Они были язычниками и почитали многих богов: прежде всего Гестию, затем Зевса и Гею. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы ещё и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс — Папай, Гея — Апи».

Папай — прародитель скифов и скифских царей. Его имя иранского происхождения и означает «отец», «защитник». Папай — олицетворение неба, творец мира и людей.

Апи считалась супругой Папая. В скифской мифологии её представляли змеедевой, «рождённой землёй девой», прародительницей скифов. Её образ связан и с водой, питающей землю, подземными водами.

На Кубани найдено довольно много изображений Апи-змеедевы. На золотой бляшке из станицы Ивановской, украшавшей деревянную чашу, изображена крылатая богиня в хитоне, складки которого завершаются головками змей и грифонов. На голове богини — высокий головной убор, в её руке — мужская голова. Интересно, что в этом же погребении были найдены золотые бляшки (украшения одежды) с изображениями Геракла.

Ещё один подвиг Геракла

Эту легенду о происхождении скифов Геродот приписывает грекам-колонистам.

В легенде эллинов рассказывается о Геракле, который, «гоня быков Гериона», прибыл в страну, где ныне проживают скифы, и «так как его застигла вьюга и мороз, то он закутался в львиную шкуру и заснул, а в это время его лошади каким-то чудом исчезли».

Достаточно интересная оговорка: гнал Геракл быков, а пропали у него лошади. Кто допустил неточность — эллины или Геродот, до сих пор неизвестно. Согласно данной легенде в поисках быков (лошадей) обошёл Геракл всю землю и пришёл в Полесье. Там в одной из пещер он обнаружил странное существо — полудеву-полузмею. Геракл поинтересовался, не видела ли она его лошадей. На что полудева ответила, что кобылицы у неё, «но она не отдаст их ему прежде, чем он не сообщится с нею». 

Змеедева, покорившая Геракла

Геракл согласился на её условия, но полудева, желая продлить их связь, всё тянула с возвращением животных. Долго прожили они вместе и нажили трёх сыновей. В конце концов, она решила отдать Гераклу кобылиц, но перед этим спросила его, что делать с сыновьями, когда они вырастут: оставить у себя или отослать к отцу. Геракл ответил: «Когда ты увидишь сыновей возмужавшими, поступи лучше всего так: посмотри, который из них натянет вот так этот лук и опояшется по-моему этим поясом, и тому предоставь для жительства эту землю, а который не в состоянии будет выполнить предлагаемой мною задачи, того вышли из страны».

Сказав это, Геракл протянул полудеве лук и пояс с золотой чашей на конце пряжки. Когда сыновья повзрослели, мать подвергла их предложенному Гераклом испытанию. Старший — Агафирс и средний — Гелон  не смогли повторить отцовский подвиг и были изгнаны из страны. Младший сын Скиф в точности воспроизвёл движения отца и стал родоначальником династии скифских царей.

На смену скифам придут другие племена и народы. А мы расскажем на страницах «Зорь» всё, что удастся узнать по истории Северского района от древних времён до наших дней.

Екатерина Кузнецова

(Продолжение следует)

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту