Общество

Вперёд – в прошлое района

В предыдущих публикациях по древней истории Северского района и Кубани, мы добрались до бронзового века, оставившего нам загадочные дольмены, многочисленные курганы и легенды о воинственных женщинах — амазонках.

(Продолжение. Начало в №№ 4, 6 и 10)

Курганные захоронения у нас принято называть скифскими. Но это не факт. Более двух с половиной тысяч лет назад земли вдоль берегов Чёрного и Азовского морей населяли многочисленные и воинствующие народы — скифы, сарматы, киммерийцы и т.д.

Долгое время процветала могущественная Скифия, занимающая огромные территории. Но неожиданно на неё напали с Востока родственные племена кочевников-сарматов, превосходящие противника по силе, и стали вытеснять скифов с их земель.

Сарматы — это обобщающее название ираноязычных племён кочевников, расселявшихся в течение семи веков (с III века до н.э. и до IV века н.э.) на степных просторах от Тобола до Дуная. Самое многочисленное племя сарматов – сираки — осело в предкавказских равнинах.

Во II веке до нашей эры, дойдя до берегов Кубани, сарматы стали отвоёвывать и эти территории. Для того чтобы закрепиться на новых землях, они переходили на осёдлый образ жизни и ассимилировались с местными племенами. В этот период и появились здесь курганы с сарматскими захоронениями, в которых впоследствии археологи находили множество ценных артефактов.

Один из них — Северский курган — состоял из двух насыпей, нижняя из которых относилась к эпохе бронзы (предположительно, сарматское захоронение), верхняя — к раннему железному веку, когда на территории Кубани меотские племена соседствовали с древнегреческими колониями Боспорского царства.

Сокровища Северского кургана

В апреле 1881 года три казака станицы Северской, вооружившись кирками и лопатами, ковыряли склон кургана, прозванного в народе Горбенковой могилой. Кто-то из старых вояк, служивших во время Кавказской войны в этих местах, рассказывал о якобы спрятанной здесь горцами медной посуде.

Большой курган высотой около 15 метров, расположенный в 13 км к северо-западу от станицы Северской, каким-то чудом оказался за столько веков неразграбленным. Начав раскопки, казаки натолкнулись на каменную кладку богатой гробницы, где нашли немало драгоценных вещей, в том числе изделия из золота.

Весть о находке быстро разлетелась по станице Северской, и реакция властей была незамедлительной. Раскопки были приостановлены участковым полицейским приставом, но затем продолжены под непосредственным наблюдением станичного атамана урядника Иллариона Самойленко. Это позволило сохранить уникальные находки для истории.

Об удивительном древнем захоронении станичный атаман сообщил в войсковой штаб, подробно описав ход раскопок и состояние кургана. Для детального осмотра и исследования в станицу Северскую прибыл известный историк Евгений Фелицын, занимавший должность секретаря Кубанского областного статистического комитета. Изучив археологические артефакты, им был составлен подробный отчёт, по итогам которого стало ясно, что раскопанный курган является могилой представителя синдской или меотской знати периода Боспорского царства II века до нашей эры. Меоты не имели письменности, и основным источником изучения их истории становились археологические находки.

Благодаря вмешательству местных властей обнаруженные казаками предметы были приобретены графом А.С. Уваровым и переданы в экспозицию Российского исторического музея (ныне — Государственный исторический музей).

В большом кургане найдены две целые стеклянные чаши в золотой оправе — канфары (Канфар — античный сосуд для питья в форме двуручного кубка, стал главным атрибутом самого бога вина и виноделия Диониса. — Прим. авт.). Найденные две золотые монеты, относящиеся ко времени правления последнего боспорского царя Перисада, нумизматы относят к концу II века до нашей эры. Этим временем должен быть датирован и Северский курган. В погребальном инвентаре Северского кургана есть также много элементов, свойственных скифской и сарматской культуре.

Учёные считают, что гробница в Северском кургане принадлежала представителю знатного рода, вероятно, военному вождю меотского племени.

Меоты — предки адыгов?

В начале первого тысячелетия до нашей эры на Кубани происходил переход от эпохи бронзы к раннему железному веку. Историки определяют этот период с VIII века до нашей эры по IV век нашей эры. Примерно с этого времени ранее безымянные племена и народности, населявшие Кубань, благодаря древнегреческим и восточным летописцам и историкам обретают имена и названия.

В VI веке до нашей эры на Кубани появляются греки, основавшие здесь торговые фактории и поселения

Степные пространства юга Евразии в эпоху раннего железа занимали кочевые ираноязычные племена киммерийцев, затем скифов, савроматов и сарматов. В это время на Северо-Западном Кавказе уже обитали меоты.

Термин «меоты» — собирательный, объединяющий мелкие племена, жившие по восточному берегу Азовского моря, в Прикубанье и Закубанье. Греки нарекли эти народы меотами, от древнего названия Азовского моря — Меотида (в переводе с греческого — «солёное болото»: прибрежная местность тогда была сильно заболоченной).

По мнению большинства учёных-кавказоведов, меоты являются коренным населением Северо-Западного Кавказа и, в отличие от всех остальных «понаехавших», самые что ни на есть местные.

Меотские городища располагались, как правило, по высоким террасам рек, часто занимая естественные отроги и мысы, дополнительно укрепляемые с напольной стороны. На городище обычно имелась холмообразная центральная часть, окружённая рвом. С увеличением населения посёлки расширялись, строились внешние укрепления.

Жилища меоты строили прямоугольной формы, собирая каркас из прутьев, обмазанных толстым слоем глины, с глинобитными полами. Такие дома на Кубани называют турлучными. Для строительства использовали также сырцовые кирпичи — саман. Крыши домов стелили из камыша или соломы.  В центре жилища находился очаг или специальные хлебопекарные печи.

Для верований меотов было характерно обожествление сил природы, природных явлений, представляющихся им в виде богов солнца, света, огня, дождя, грозы, леса, моря. Меотские божества могли олицетворять собою и абстрактные понятия: гостеприимство, честность, верность традициям, клятве и так далее. Существовали и боги — покровители представителей различных ремёсел.

Важны были для меотов культы почитания умерших родственников и погребальные обряды. Тело помещали в яму в скорченном положении. В могилу опускали предметы, которые могли бы понадобиться умершему в стране мёртвых. Туда же опускали погребальные дары: посуду, оружие, одежду, украшения. Над захоронением производили земляную насыпь — курган.

За что адыги благодарны грекам

Впервые меоты упоминаются в трудах древнегреческих авторов VI-II веков до нашей эры: Гекатея Милетинского, Гелланика Митиленского, Геродота, Страбона и других. Кроме античных авторов названия племён сохранили для нас посвятительные надписи IV века до нашей эры Боспорского царства. Это синды, дандарии, тореты, псессы, фатеи, досхи. Эти племена были в подчинении или зависимости от правителей Боспора. Места размещения древних меотских племён на современной карте Кубани точно не определены — за исключением синдов, которые жили в низовьях левобережной части реки Кубань и на черноморском побережье в районе Анапы.

В первом тысячелетии до нашей эры и до IV века нашей эры территории, расположенные к югу от реки Кубань, населяли племена синдов. Согласно Страбону часть синдо-меотов занималась рыбалкой, а другая часть земледелием. Азовское море с его богатейшими запасами рыбы, а также река Кубань создавали благоприятные условия для рыболовства. Ловили судака, осетра, севрюгу, стерлядь, сазана и сома. Основным орудием лова служила сетевая снасть. Рыбу не только ели в свежем виде, но и солили впрок. Подсобное значение имела охота — добывали оленей, косуль, кабанов, зайцев, пушного зверя.

Основную массу синдо-меотов составляли осёдлые земледельцы, но при этом они были не менее воинственными, чем соседствующие с ними кочевые племена.

Главным занятием было пахотное земледелие. Для вспашки полей они применяли деревянный плуг (рало). Возделывали просо, ячмень, пшеницу, рожь, чечевицу. Выращивали также лён. Из волокон льна ткали полотна и шили одежду. Больших успехов достигли в садоводстве.

Во время раскопок меотских поселений найдены небольшие железные серпы, квадратные зернотёрки, круглые жернова и остатки зерновых ям конической формы. Непосредственно с земледелием было связано скотоводство. Выращивание скота давало меотам молоко, мясо, шерсть и шкуры, а также тягловую рабочую силу для вспашки и боронования полей, перевозки урожая с поля в места его обработки и хранения.

Бойко шла торговля лошадьми. Местные коневоды занимались разведением боевых лошадей. А кони здесь были отменные — неслучайно реку Кубань древние греки называли Хиппанис — «лошадиная». Присутствие в могилах меотов взнузданных верховых коней указывает на то, что они в известной мере служили мерилом богатства.

Кроме воинов и пахарей, особое место в меотских общинах занимали ремесленники. Наиболее важными ремёслами были гончарное и металлургическое. Гончарный круг давал возможность производить керамическую посуду. Высококачественная меотская гончарная керамика пользовалась спросом и у соседних степных племен, о чём свидетельствуют находки в погребениях кочевников.

Из железа меотские кузнецы ковали основные орудия труда и оружие, а также различные предметы быта. Особо почитаемыми ремесленниками считались мастера-ювелиры, занимавшиеся художественной обработкой цветных металлов.

Развитие производства во всех областях привело к социальному расслоению: появились богатые семьи, образующие родовую аристократию. Во время военных набегов с целью захвата пастбищ, скота, рабов создаются более или менее крупные союзы племён, складывается класс профессиональных воинов-дружинников во главе с вождями-военачальниками.

Кубань кормила хлебом Элладу

Заметное место в жизни меотских племён занимала торговля. Меоты, находившиеся на торговых путях из античного мира к скифо-сарматам, выступали и в качестве торговых посредников. На протяжении столетий важнейшим торговым партнёром меотов и других племен Прикубанья являлось Боспорское царство.

Крупное рабовладельческое государство в восточной части северного Причерноморья образовалось около 480 года до нашей эры, после объединения греческих городов-полисов на Керченском и Таманском полуостровах. Столицей стал Пантикапей (современная Керчь).

Боспорское царство. В Грецию на экспорт идут хлеб, рыба, меха, рабы… На Кубань продают дорогие импортные ткани, посуду, оливковое масло

В состав Боспора, кроме греческих городов-колоний, входили населённые местными племенами районы восточного Крыма, низовья Кубани и Дона, восточное Приазовье.  Во время расцвета Боспорского царства в IV веке до нашей эры ряд меотских племён низовья Кубани находился в зависимости от боспорских правителей из династии Спартокидов.

Золотая фибула — брошь

Раньше других вступили в тесный контакт с греками синды, создавшие в V веке до н. э. своё государство Синдика. Восточная Синдика (территория современного Анапского района) была присоединена к Боспору в середине IV века до нашей эры.

Через города Боспора меоты втягивались в торговые и культурные контакты с античным миром. Уже в VI веке до нашей эры на Кубани бойко идёт взаимовыгодная торговля между боспорскими греками и соседними племенами, расцвет торговли пришёлся к IV веку до нашей эры.

Примерно с V века до нашей эры меоты поставляли грекам скот, рыбу, меха, рабов. С Боспора значительная часть хлеба продавалась в страны античного мира. Древнегреческий оратор Демосфен в одной из своих речей отметил, что ежегодно цари Боспора поставляли в Афины 400 тысяч медимнов зерна (т. е. более 16 тысяч тонн), что составляло половину ввозимого туда хлеба.

В обмен на поставленные товары меоты приобретали у греков импортную дорогую чернолаковую и бронзовую посуду, стекло (бусы, флаконы, чаши), дорогие ткани, ювелирные изделия, парадное оружие, вино и оливковое масло в амфорах.

С начала первого тысячелетия до нашей эры территория Северского района и в частности предгорья между реками Зыбзой и Илем играют важную роль: именно через эти земли проходит торговый путь от гаваней Северного Причерноморья в глубь степей.

Золотые монеты боспорского царя Перисада

Одним из важных торговых путей региона являлась дорога вдоль предгорий Кавказа, идущая в Синдскую гавань, позже Горгиппию (современная Анапа), на Черноморском побережье. Из всех причерноморских племён синды были наиболее эллинизированы. Они использовали греческий язык и письменность, имена и обычаи, принципы торговли. Уровень земледелия синдов был сравним с Малой Азией.

На территории хутора Карского находится древнее, предположительно, синдское поселение «Карское-2» размерами 200×280 метров, включающее крупный курган высотой четыре метра и диаметром насыпи 60 метров. Поселение было обнаружено в результате шурфовочных работ.

Канфар в золотой оправе — античный сосуд для вина  II в. — первой половины I в. до н. э.

В 2013 году в связи со строительством трубопровода «Бугундырь-Карский» в южной части этого поселения были проведены археологические раскопки. При раскопках части селища были открыты колоколовидные ямы, которые первоначально предназначались для хранения зерновых, а впоследствии использовались как мусорные, а также скопления керамики, камней, турлука, слои обожженной глины. Также были найдены фрагменты привозных пифосов — древнегреческих сосудов, предназначенных для хранения продуктов. Собранный керамический материал позволяет определить возраст поселения здесь синдов — в период IV века до н. э — III века нашей эры.

Найденные во время раскопок предметы пополнили коллекцию Северского историко-краеведческого музея.

Античный век на Кубани закончился вторжением воинственного кочевого народа — гуннов.

Екатерина Кузнецова

(Продолжение следует)

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту