Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация
Общество

Железные километры Победы

А между тем эти люди в начале войны перебазировали промышленность на восток страны, четыре года днем и ночью выпускали так необходимые фронту оружие, боеприпасы, продовольствие, помогая армии готовиться к решающим сражениям и восстанавливать хозяйство на освобожденных территориях Советского Союза и в странах Европы. Один из таких самоотверженных тружеников тыла – Владимир Иванович ПИГАРЕВ из станицы Смоленской.

Родился В. И. Пигарев в Кропоткине. В 1941 году окончил семилетку, тогда он уже жил с семьей во Владикавказе. Хорошо помнит день 22 июня: он и другие труженики подсобного хозяйства в полдень услышали объявление о вероломном нападении гитлеровцев. Тогда все парни рвались на фронт, но не все годами вышли. Володя поступил в железнодорожный техникум, окончил его и в 1944-м был направлен на Северный Урал, в Пермскую область. Урал в годы войны был главным арсеналом страны, передовой тыла. Наступил третий период Великой Отечественной, советские войска вышли к южным и западным рубежам нашей Родины. Возросло производство боеприпасов, оружия, а с ним и нагрузка на железную дорогу, которая обеспечивала подачу всего необходимого на фронт. Владимира Пигарева определили в одну из бригад, которые строили автоблокировку на линиях с интенсивным движением поездов. Автоблокировка стала надежной системой пропуска поездов без участия человека. Каждый перегон железнодорожной линии был разбит на отрезки – блок-участки длиной 1-3 километра, электрически изолированные друг от друга. Локомотив «закрывал» за собой вход на блок-участок, и его уже не мог занять другой поезд. Автоблокировка позволила в разы увеличить пропускную способность составов.

– Монтировали электрошкафы вдоль дороги, тянули провода, пробираясь по колено в снегу, – рассказывает Владимир Иванович. – Так прошли 110 километров… Со мной в бригаде работали семь девушек из профтехучилищ, все приехали из других областей страны. Жили в общежитиях и на разъездах – переходили со станции на станцию, устраняли повреждения. На фронт я всегда хотел, но для железнодорожников была бронь. Уже в конце войны наш инспектор по кадрам сказал, что мне приходило три повестки. Если б я знал, бросил бы все!..

Скупые слова Владимира Ивановича Пигарева о нелегких трудовых буднях в годы войны не умаляют его вклад в общее дело Победы. Государство отметило его усердие и самоотверженность медалями «За трудовую доблесть» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

После войны Владимир Иванович еще несколько лет работал на железной дороге, пробовал поступить в Ленинградский железнодорожный институт, но не прошел по конкурсу. Окончил Харьковский политехнический институт и был направлен в Грузию, где 54 года проработал на радиолокационной станции.

С супругой вырастили сына, он стал летчиком. Но судьба неласково обошлась с нашим героем – сын, отлетав 17 лет, погиб, а позднее ушла из жизни и жена. Сегодня Владимир Иванович живет с невесткой и внуком, окруженный их теплом и вниманием. У него трое правнуков, так что радость в жизни есть. Живите долго, дорогой ветеран, и пусть все последующие поколения помнят о трудовой доблести тех, кто ковал Великую Победу вдали от фронта.

Ирина КАУЛЬКО.

Фото из личного архива В. И. Пигарева.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе