А между тем эти люди в начале войны перебазировали промышленность на восток страны, четыре года днем и ночью выпускали так необходимые фронту оружие, боеприпасы, продовольствие, помогая армии готовиться к решающим сражениям и восстанавливать хозяйство на освобожденных территориях Советского Союза и в странах Европы. Один из таких самоотверженных тружеников тыла – Владимир Иванович ПИГАРЕВ из станицы Смоленской.
Родился В. И. Пигарев в Кропоткине. В 1941 году окончил семилетку, тогда он уже жил с семьей во Владикавказе. Хорошо помнит день 22 июня: он и другие труженики подсобного хозяйства в полдень услышали объявление о вероломном нападении гитлеровцев. Тогда все парни рвались на фронт, но не все годами вышли. Володя поступил в железнодорожный техникум, окончил его и в 1944-м был направлен на Северный Урал, в Пермскую область. Урал в годы войны был главным арсеналом страны, передовой тыла. Наступил третий период Великой Отечественной, советские войска вышли к южным и западным рубежам нашей Родины. Возросло производство боеприпасов, оружия, а с ним и нагрузка на железную дорогу, которая обеспечивала подачу всего необходимого на фронт. Владимира Пигарева определили в одну из бригад, которые строили автоблокировку на линиях с интенсивным движением поездов. Автоблокировка стала надежной системой пропуска поездов без участия человека. Каждый перегон железнодорожной линии был разбит на отрезки – блок-участки длиной 1-3 километра, электрически изолированные друг от друга. Локомотив «закрывал» за собой вход на блок-участок, и его уже не мог занять другой поезд. Автоблокировка позволила в разы увеличить пропускную способность составов.
– Монтировали электрошкафы вдоль дороги, тянули провода, пробираясь по колено в снегу, – рассказывает Владимир Иванович. – Так прошли 110 километров… Со мной в бригаде работали семь девушек из профтехучилищ, все приехали из других областей страны. Жили в общежитиях и на разъездах – переходили со станции на станцию, устраняли повреждения. На фронт я всегда хотел, но для железнодорожников была бронь. Уже в конце войны наш инспектор по кадрам сказал, что мне приходило три повестки. Если б я знал, бросил бы все!..
Скупые слова Владимира Ивановича Пигарева о нелегких трудовых буднях в годы войны не умаляют его вклад в общее дело Победы. Государство отметило его усердие и самоотверженность медалями «За трудовую доблесть» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После войны Владимир Иванович еще несколько лет работал на железной дороге, пробовал поступить в Ленинградский железнодорожный институт, но не прошел по конкурсу. Окончил Харьковский политехнический институт и был направлен в Грузию, где 54 года проработал на радиолокационной станции.
С супругой вырастили сына, он стал летчиком. Но судьба неласково обошлась с нашим героем – сын, отлетав 17 лет, погиб, а позднее ушла из жизни и жена. Сегодня Владимир Иванович живет с невесткой и внуком, окруженный их теплом и вниманием. У него трое правнуков, так что радость в жизни есть. Живите долго, дорогой ветеран, и пусть все последующие поколения помнят о трудовой доблести тех, кто ковал Великую Победу вдали от фронта.
Ирина КАУЛЬКО.
Фото из личного архива В. И. Пигарева.