Общество

Зимние. Лучшие. Наши

Толчок к развитию

Более пяти лет минуло с того дня, когда на 112-й сессии Международного олимпийского комитета кубанский город-курорт Сочи был избран столицей Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года. Этот выбор стал настоящим вызовом нашей стране и Краснодарскому краю в частности, ведь ещё никогда зимняя Олимпиада не проходила в условиях субтропического климата, в котором располагается курортный город. Но климатические условия – это одна сторона. Другая – это отсутствие на тот момент необходимой инфраструктуры для проведения соревнований такого масштаба. Поэтому практически со дня избрания Сочи и его окрестности превратились в одну большую общероссийскую стройку, где модернизации и переделки требовало буквально всё – от инженерных сетей и дорог до телекоммуникационных каналов и источников энергии. И это, не говоря о строительстве главных спортивных объектов: ледовых дворцов, стадионов, лыжных и бобслейных трасс.

Уже пять лет на сочинских стройках круглосуточно без выходных кипит работа. Сказать, что сделано много – это не сказать ничего. Те, кто бывал в Сочи 10-15 лет назад, скорее всего, запомнил этот город провинциальным черноморским курортом с изумительной природой вокруг и заоблачными ценами на всё. Сегодня природа и цены остались прежними (цены, в смысле, высоты), но сам город изменился очень сильно. Современные многоквартирные высотки, красивые здания недавно построенных гостиниц, обновлённые фасады старых «советских» санаториев, осовремененные вокзалы, скоростные автодороги и транспортные развязки, многочисленные и разнообразные элементы уличного благоустройства.

Журналистика для Олимпиады

Но главные изменения касаются, конечно же, тех мест, где пройдут олимпийские и паралимпийские соревнования. И неслучайно каждый год Олимпийский комитет России совместно с администрацией города-курорта Сочи и краевым департаментом СМИ проводят семинары по спортивной журналистике для представителей средств массовой информации федерального и краевого уровня. Последний такой семинар состоялся в конце нынешнего ноября. На этот раз с журналистами районок опытом освещения спортивных мероприятий делились олимпийская чемпионка, пресс-секретарь Олимпийского комитета России Мария Киселева, руководитель спортивной редакции «Московского комсомольца» Алексей Лебедев и исполнительный директор РИА Новости Дмитрий Тугарин.

Главной же изюминкой семинаров был и остаётся пресс-тур по олимпийским объектам. Он очень интересен и познавателен для тех журналистов, кто впервые приезжают в Сочи. Но для «акул пера», которые посещают олимпийские стройки ежегодно (к ним относятся корреспонденты нашей газеты) такие пресс-туры интереснее и познавательнее вдвойне, потому что есть возможность сравнить с тем, что было год назад и раньше. Но обо всём по порядку.

Итак, спортивные мероприятия сочинских Олимпийских и Паралимпийских игр будут проводиться в двух кластерах – горном и прибрежном. В горном пройдут соревнования по лыжным гонкам, биатлону, лыжному двоеборью, горнолыжному спорту, сноубордингу, фристайлу, бобслею, скелетону, санному спорту и прыжкам на лыжах с трамплина. В прибрежном – по хоккею, фигурному катанию, кёрлингу, шорт-треку и конькобежному спорту. Всего же спортивная программа сочинской Олимпиады включает в себя пятнадцать дисциплин в семи видах спорта, в которых будет разыграно 98 комплектов медалей.

Как добраться?

Горный кластер располагается на территории посёлка Красная Поляна, что в 40 километрах от Адлера. Ещё год назад дорога из Сочи в Красную Поляну (примерно 50 километров) занимала около двух часов из-за автомобильных пробок. Откуда пробки? Во-первых, прежняя дорога, построенная много десятилетий назад, была не в состоянии быстро пропускать нынешнее количество автотранспорта, к которому добавилась олимпийская строительная техника. Во-вторых, на развилке Адлер – Красная Поляна вовсю шло строительство современной многоуровневой транспортной развязки. Её как раз и строили для того, чтобы разгрузить местные дороги. В первом квартале этого года развязку ввели в эксплуатацию. Начало каждого её дорожного пути предворяет большое цветное кольцо, символизирующее одно из олимпийских колец. Как известно, колец этих пять, и каждое обозначает часть света: синее – Европу, красное – Америку и т.д.

Не сказать, что открытие развязки совсем избавило жителей и гостей Адлера и ближайших посёлков от времяпровождения в автопробках, но то, что скорость движения здесь увеличилась – это факт. А чтобы ехать ещё быстрее, надо дождаться окончания всех строительных работ. Одна из строек – Адлерского Олимпийского пассажирского железнодорожного терминала – в настоящее время подходит к концу. Об этом вокзале хочется сказать отдельно. Он станет крупнейшим транспортно-пересадочным узлом на юге России и объединит все виды пассажирского транспорта – железнодорожный, автомобильный, авиационный и морской. Сегодня новый терминал уже связан интермодальным сообщением с аэропортом города Сочи, которое было открыто в феврале 2012 года. Новое здание, построенное из металлоконструкций и пластикового стекла, по форме напоминает морскою волну и состоит из семи уровней общей площадью 23 тысячи квадратных метров, которые смогут единовременно вмещать две тысячи пассажиров при общей пропускной способности 15 тысяч человек в час. Вокзал возведён в рамках подготовки транспортной инфраструктуры для Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

Под стать красавцу-терминалу и аэропорт Сочи. Он также построен из металлоконструкций и пластика и имеет футуристический вид. В минувшем феврале аэропорт с центром города-курорта связал железнодорожный «аэроэкспресс», и теперь дорога до центральной части Сочи занимает около 25 минут. Между прочим, в 2010 году в Новой Зеландии была выпущена долларовая монета с миниатюрой здания этого аэропорта.

Вдоль пути в горный кластер лежит совмещённая автомобильная и железнодорожная дорога «Адлер – Красная Поляна», строительство которой тоже завершится со дня на день. Новая трасса станет основной магистралью Олимпиады-2014 и улучшит транспортную инфраструктуру региона. На почти 50-километровом участке возведён целый комплекс искусственных сооружений из тоннелей, мостов и эстакад, а возить пассажиров будут современные экспрессы, скорость которых превышает 200 км/час.

Местная «Швейцария»

Первым спортивным олимпийским объектом на пути журналистов при подъезде к Красной Поляне стал комплекс для прыжков с трамплина. Этим летом здесь прошли первые тестовые соревнования. Да-да, летом! Современные технологии позволяют заниматься зимними видами спорта даже в летнюю жару, благодаря специальному покрытию лыж и трамплинной трассы. Готовность трамплинов к соревнованиям высоко оценили представители Международного Олимпийского комитета и Международной федерации лыжного спорта. После олимпийских игр этот комплекс станет базой для подготовки отечественных «летающих» лыжников.

Но путь участников пресс-тура лежал в самую дальнюю точку Красной Поляны – посёлок Эстосадок – к подножию Главного Кавказского хребта, где расположился горнолыжный комплекс «Роза Хутор». Быстрое «десантирование» из автобуса, и спустя пару минут кабинки канатного фуникулера мчат журналистов на высшую точку горнолыжного комплекса. Бывалых ранее здесь корреспондентов неприятным ощущением от моментально уходящей вниз большой земли не удивишь, да и неприятным его уже не назовёшь. Зато новичкам несладко – любое покачивание кабинки заставляет тревожно напрягаться мышцы и нервирует.

Путь наверх включает три пересадки на трёх ступенях горно-лыжного курорта. На первой полным ходом идёт возведение горной олимпийской деревни. Здания в альпийском стиле на фоне Кавказских гор – красивый пейзаж, поэтому по округе на несколько минут разносятся звуки снимающих фотоаппаратов. На второй и третьей ступенях стройки небольшие, зато горы ещё красивее. Наконец, высшая точка – 2 327 метров. На вершине осознаёшь, что чрезвычайно тёплая осень хороша, но не здесь. Наверху практически нет снега, и температура воздуха около ноля. Из-за тёплой погоды не включают снеговые пушки, поэтому нет ни лыжников, ни сноубордистов. А год назад на вершине было полметра снежного покрова и минус одиннадцать. От открывшегося вида захватывает дух: вокруг – Кавказские вершины. Далеко внизу маленькой тёмной кляксой виднеется Красная Поляна, на соседних склонах – канатные дороги других горнолыжных комплексов. Отсюда видно зеленоватые очертания лыжно-биатлонного комплекса «Лаура» и зеркала водоёмов, предназначенных для выработки искусственного снега. Вдоволь налюбовавшись и нафотографировавшись, журналисты потянулись назад.

Внизу участников пресс-тура ждал исполнительной директор «Розы Хутор» Александр Белокобыльский.

– У нас располагаются три олимпийских объекта, – поясняет Александр Юрьевич, демонстрируя возможности горно-лыжного комплекса на большом макете. – Это – горнолыжная трасса, сноуборд-парк и фристайл-центр. Горно-лыжные трассы представляют собой единый объект для проведения соревнований по всем горно-лыжным дисциплинам. Их проектированием занимался олимпийский чемпион в скоростном спуске, архитектор горно-лыжных трасс Международной федерации лыжного спорта Бернар Русси. По мнению неоднократного олимпийского чемпиона и чемпиона мира Жана-Клода Килли, трасса скоростного спуска «Розы Хутор» является лучшей в мире.

Полностью завершить возведение горно-лыжного комплекса планируется в сентябре 2013 года. В настоящее время построено около 70 километров горно-лыжных трасс, а к Олимпийским играм 2014 года их суммарная протяжённость составит 90 километров. Тем не менее, действующее строительство не помешало в феврале этого года провести на горно-лыжном курорте впервые в России и на всём постсоветском пространстве соревнования этапа Кубка мира по горно-лыжному спорту.

Помимо спортивной инфраструктуры в Эстосадке развивается и гостиничный комплекс. Во время прошлогоднего пресс-тура на укреплённых берегах реки Мзымты гостиницы уже стояли, но имели довольно смутный вид. Сегодня же вся набережная ни дать ни взять – настоящая улица провинциального европейского городка с брусчатыми дорожками, кованными уличными фонарями, пешеходными мостиками с железными перилами, элегантными малоэтажными гостиничными зданиями и обязательной местной «ратушей» – административным центром с часовой башней. Расчехлив фотоаппараты, журналисты не преминули запечатлеть это великолепие. Несмотря на то, что работы по обустройству ещё не закончены, уже сегодня гостиницы «Розы Хутор» могут предоставить более тысячи гостиничных мест.

За 13 месяцев до старта

После посещения горно-лыжного курорта автобус с участниками пресс-тура отправился в прибрежный кластер. Он расположился в нескольких десятках метрах от морского берега, что тоже добавляет плюсы к его необычности. Кластер состоит из Олимпийского парка, олимпийской деревни, сети гостиниц, медиа-центра и причала для яхт. Сочинский Олимпийский парк – компактен и уникален тем, что все спортивные объекты в нём находятся в шаговой доступности, чего ещё ни разу не было в истории Олимпиад. На дорогу от одной крайней точки до другой уйдёт около пяти минут пешком, а чтобы обойти все спортивные сооружения, потребуется не более получаса. А ещё он одновременно может вместить 65 тысяч человек.

На территории парка находятся Олимпийский стадион, Большая ледовая арена, Малая ледовая арена, конькобежный центр, ледовый дворец спорта и арена для кёрлинга. Каждый объект спроектирован таким образом, чтобы в своём конечном варианте он был похож на знакомый образ. Так, Олимпийский стадион «Фишт», где пройдут торжественные открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр, по окончании строительства станет похожим на снежную горную вершину. А Малая ледовая арена, в которой будут проводить хоккейные матчи, называется «Шайба», что полностью подчёркивает её внешний вид. Большая же ледовая арена – вылитая замёрзшая капля. Все дворцовые сооружения парка, практически, введены в эксплуатацию. Исключение составляет центральный стадион: здесь работы по возведению в самом разгаре. Но, как уверяют строители, объект будет сдан в срок.

Журналистам посчастливилось побывать в двух ледовых аренах – Большой и Малой. Во время Олимпиады и Паралимпиады здесь состоится олимпийский хоккейный турнир. Оба дворца уже полностью готовы к принятию тестовых соревнований – чемпионату мира по хоккею среди юниоров. Большая арена вмещает в себя 12 000 зрителей, Малая – 7 000. Сегодня здесь идут последние приготовления перед заливкой льда.

В то время, когда журналистам показывали хоккейные арены, в ледовом дворце спорта «Айсберг» ждали спортсменов: с 6 по 9 декабря здесь проводился финал Гран-при по фигурному катанию сезона 2012-2013. По возвращении домой корреспонденты районки выяснили, что за четыре дня соревнования посетили около 25 тысяч зрителей, а участники финала отметили высокий уровень организации турнира.

Но за оставшиеся до начала Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр тринадцать месяцев надо не только привести в полный порядок спортивные объекты, но и благоустроить территорию. Кое-где её сегодня покрывают зелёные газоны и цветочные клумбы, но здесь ещё работать и работать. Зато почти закончен участок трассы Формулы-1, который пролегает через Олимпийский парк. Самые известные в мире автогонки будут проводиться в городе-курорте после зимней Олимпиады.

Как и положено журналистам, завершился пресс-тур в олимпийском медиа-центре. Наряду со стадионом «Фишт» и олимпийской деревней – это сейчас самая большая и «горячая» стройка в прибрежном кластере. Возводит медиа-центр кубанская компания «Омега». По словам руководителя дирекции строительства компании Геннадия Омельченко, подобного объекта в России ещё никто не строил. Сегодня здесь круглосуточно трудятся более двух тысяч человек. Площадь медиа-центра составляет 158 тысяч квадратных метров. Во время Олимпийских и Паралимпийских игр в нём одновременно будут работать до двенадцати тысяч журналистов. На сооружении будут установлены 1369 систем вентиляции и кондиционирования, проведена почти тысяча километров силовых кабелей. При сооружении медиа-центра учитывался опыт постройки подобных объектов на других Олимпиадах.

Главное богатство – люди

Прошло пять лет с момента избрания Сочи столицей Зимних Олимпийских и Паралимпийских игр 2014 года, и все прошедшие с того дня годы не утихают разговоры скептиков: «А зачем нам была нужна Олимпиада?». И, правда, зачем? Может быть, затем чтобы дать толчок к развитию самого известного российского курорта и вывести его на международный уровень. Может быть, затем, чтобы  благодаря строительству уникальных спортивных объектов у отечественных спортсменов появилась в России база для подготовки к соревнованиям (не секрет, что многие из них готовятся за границей). Может быть, затем, чтобы создать более 100 тысяч рабочих мест и привлечь на них жителей из всех уголков нашей страны. Может быть, затем, чтобы российское спортивное движение приняло массовый государственный характер. А может быть, затем, чтобы сплотить россиян для выполнения одного большого дела, ведь от того, как мы это сделаем, зависит авторитет России во всем мире. И судя по тому, какое развитие получило сегодня волонтeрское движение, становится понятно, что главное богатство сочинской Олимпиады – это наши люди, о чём мы, к сожалению, иногда забываем. Сегодня 26 волонтерских центров по всей стране готовят 25 тысяч добровольцев, которые станут «душой игр». «Волонтерство – это внутреннее состояние, а не возраст. В наших рядах – те, кому только исполнилось восемнадцать, и те, кому уже за семьдесят, – рассказала журналистам доброволец с трехлетним стажем Света Казанкина. – Представители разных регионов привезут в Сочи часть своей культуры, покажут нашим гостям, насколько многолика Россия».

Вторит Светлане и специальный корреспондент агентства «Р-Спорт» Андрей Симоненко: «Что же касается людей, которые будут работать на Олимпиаде, то они не подведут, это точно. Люди здесь замечательные, – написал он в своём блоге. – От кассира буфета для журналистов, с удовольствием говорившей по-английски с сочинским акцентом со всеми подряд, даже с русскими, до врача медпункта «Айсберга», заботливо измерившего приболевшему автору этих строк температуру и выдавшего минимальный набор лекарств».

И благодаря таким неравнодушным людям, веришь, что сочинская Олимпиада,  если и не станет лучшей в истории Олимпийских игр, точно не будет хуже пре-дыдущих. Собственно, и президент Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванта на недавнем финале Гран-при по фигурному катанию сказал: «Все будет нормально». И добавил: «Если бы я не видел, что представляли собой олимпийские стройки пару лет назад, был бы настроен менее оптимистично».

Александр Горяйнов.

Фото Геннадия Шкилёва.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту