Проблемы на работе, болезни родителей, маленькие дети, вечная нехватка денег… А твоя мечта лежит где-то в самом уголке души и потихоньку покрывается пылью. И наступает момент, когда всё это начинает просто бесить. Начинаешь злиться на то, что происходит вокруг и понимать, что если вот сейчас что-то не изменится, не произойдёт, что-то не перевернётся… И тогда откуда-то появляются деньги, родители начинают здороветь на глазах, дети вырастают, ты берёшь билет в Прагу и летишь!!! Летишь в город своей мечты…
Мы прилетели в Прагу в начале июня. Не рассчитали с погодой. Вывалились из самолёта «а-ля Краснодар» в босоножках и сарафанах. Тут же начали распаковывать чемоданы и доставать водолазки, пиджаки, кофты. В Праге лондонский дождь… Только в отеле, включив телевизор, понимаем: в Чехии наводнение. Отдохнув пару часов, спешим в центр города. Мокро, ветер, холодно. Но в душе — песня!
В первый же день пропускаем пешеходную экскурсию и отправляемся на поиски торгового центра. Чтобы выжить в такую погоду надо экипироваться, а главное ребёнка экипировать. Добираемся без проблем. Чешский язык очень смешной и понятный. Даже если дословный смысл и не понять, ассоциативно додумываешь. Все чехи, помогавшие нам в поисках магазинов, сносно говорили по-русски, иногда вставляя английские словечки…
Общественный транспорт в Чехии ходит даже лучше, чем швейцарские часы. Ни на одной остановке больше минуты-двух нам стоять не приходилось. Основной вид транспорта в Праге — трамваи и троллейбусы. Чешских трамваев старого образца, которые ещё ходят в городах и весях нашей необъятной, уже не встретишь. Всё осовременено до беспредела: на каждой остановке электронные табло, пластиковые навесы в дизайнерском исполнении, аппараты для продажи билетиков. Они в Чехии называются «езденки». Бывают нескольких видов. На 24 кроны и на 36. По первым можно ездить на любом виде транспорта, кроме метро полчаса, по вторым — полтора. Пересаживаться, возвращаться, менять маршрут, но только в течение определённого времени. Заходя, например, в трамвай, нужно езденку прокомпостировать. При этом на билетике появляются не непонятные дырочки, а пробивается дата и время начала поездки. И контролёры в транспорте проверяют не наличие самого билетика, а сверяют время.
На остановках в Праге можно встретить молодых людей в красных майках с надписью «Information» («Информация»). По-видимому, это студенты или волонтёры, которые объясняют приезжим куда и как можно добраться. К ним подходит куча народу, но нашего вопроса про «шопинг» парни почему-то не поняли. Спас монголовидный молодой мужчина, который почти на русском объяснил, до какой остановки нужно ехать.
Детям, пенсионерам и студентам в транспорте скидки — до 50 %.
Каждую остановку объявляют, поскольку туристов очень много. За неделю регулярных поездок мы уже привыкли к электронному голосу, который неустанно повторял: «Пшишка заставка Баррандов» — следующая остановка Баррандов, наша. «Баррандов» — это знаменитая в Чехии киностудия, которая выпускала все известные нам в советские времена фильмы.
Про метро могу сказать немного: во время нашего пребывания по причине наводнения оно было закрыто. Но всего три линии — красная, синяя и зелёная. На заблудишься.
Так наши туристы называют чешские деньги. Потому что на каждой монетке написана цифра и «cz». В Чехии, хотя она и входит в число стран Шенгенского соглашения, в обиходе чешские кроны — cz. С собой лучше везти евро. Самые выгодные обменные пункты — арабские. Там один евро стоит до 30 крон, в других местах — 23-24. Курс может меняться в зависимости и от суммы, которую вы хотите обменять. Меньше 100 евро менять невыгодно. Особенно в «модных» местах. Например, на Вацлавской площади курс будет 21 крона за 1 евро. Курс кроны к рублю примерно 1:1,6. Если вы засидитесь в кафе и вам не хватит крон, чтобы рассчитаться, возьмут и евро, но всего по 21 кроне за штуку…
В чешском языке намешано очень многое. И потому слушать и читать его смешно. Кажется, что человек балуется и специально каверкает слова. Есть в нём по чуть-чуть и от русского, и от польского, и от украинского, и от немецкого. История страны повествует, что в незапамятные времена, считалось, что на чешском говорит только чернь — так часто страну захватывали и завоёвывали соседи. Но вот появился в Чехии король, который не только сам стал говорить на родном языке, но и требовал этого от подданных. Язык утвердился, а вот с грамматикой остались проблемы. И чехи решили не «париться» — «слизали» подчистую у немцев.
Экскурсовод рассказывала нам такую историю. Пришлось ей как-то обслуживать группу российских бизнесменов, прилетевших на какой-то форум. Ну, деловую программу отвели, а культурную проводили на берегу озера за городом. Как водится, мужики наши изрядно поддали и полезли купаться. Заплыли довольно далеко, а там чех в лодке плывёт, и кричит: «Позор, падла! Позор, падла!» «Это кто тут падла?», — ответили наши, и уже было кинулись чеху морду бить. Экскурсоводу кое-как удалось докричаться до мужиков и объяснить, что «позор падла» означает «осторожно, весло!»
Когда мы пытались купить ребёнку резиновые сапоги, чехи не могли понять, чего же нам нужно. А потом допетрили: «Боти?». Да, блин, боти!
Чехия — небольшая страна с населением чуть больше 10 миллионов человек. В Праге проживают около миллиона. Много маленьких городков, некоторые живут исключительно за счёт туристов. Например, Карлштейн, где расположен замок Карла IV с одноимённым названием. Несколько улиц, из которых, собственно, и состоит городок, превращены в торговые лавочки, которые ломятся от сувениров. Удивительный Крумлов, где также находится замок, похож на сказочную игрушку. Узенькие улочки, вымощенные натуральным камнем, перетекают одна в другую. Множество кафе и сувенирных магазинов. Это город с налётом мистики, потому все магазины завалены игрушками ведьм, которые при хлопке в ладоши начинают сверкать глазами, смеяться и дёргаться. Здесь можно купить и игрушки национального промысла из натурального дерева. Такие, в которые играли дети, наверное, ещё начала двадцатого века. Но, дорого.
Население городков, в которых нет ярких достопримечательностей, в основном подаётся на работу в Прагу. Средняя зарплата мужчины в Чехии 1200 евро, женщины 700-800.
Жильё в спальных районах, недалеко от центра стоит около 4 миллионов за трёхкомнатную квартиру площадью 80 квадратов. Конечно, как и везде, есть варианты. Двушку можно купить и за два с половиной. Сами спальные районы очень спокойные, зелёные, и не по-нашему чистые, собственно, как и вся Прага. Даже в местах массового скопления туристов не встретишь ни окурков, ни обёрток. В самом центре на столбах висят бумажные пакетики, на которых нарисована собачка на унитазе. Оторвав несколько из них из любопытства, внутри мы обнаружили перфорированный картон, который нехитрым движением складывается в совочек для уборки за нашими четвероногими друзьями.
Самые распространённые машины в Чехии — «Шкода», «Фольксваген», «Опель». Именно они забивают стоянки в спальных районах. Бензин дорогой — около 60 рублей. У чехов не принято ездить на личном автомобиле на работу и в гости, поскольку общественный транспорт ходит с завидной регулярностью. На своём авто они выезжают за город или в отпуск. Страховка на авто тоже дорогая, но в случае аварии покрывает или полный ремонт, или стоимость новой машины, потому участники ДТП с обеих сторон ведут себя очень спокойно.
Народ на улицах Праги улыбается, шутит, все какие-то спокойные, уравновешенные, счастливые, что ли…
Безусловно, каждая страна запоминается своей национальной кухней. У чехов, прежде всего, это вепрево (свиное) колено, кнедлики и суп в хлебе. Делая заказ в ресторане нужно всегда помнить, что порция любой еды рассчитана на голодного взрослого мужчину. Потому мы с шестилетней дочкой всегда брали одну на двоих, и еле осиливали.
Вепрево колено — это огромный кусок запеченного мяса около полутора килограммов со сложным гарниром и кнедликами. Порция на двух взрослых людей. Безумно вкусно, не расскажешь, нужно пробовать. Кнедлики — это что-то вроде хлеба, но не хлеб. Бывают картофельные и пшеничные. Мне больше понравились первые. И неправда, что это откровенная гадость. Суп в хлебе подают в круглых, либо овальных булках, запечённых до хрустящей корочки, из которого вынимают мякоть. Сам суп представляет собой скорее суп-пюре. Бывает куриный, грибной и чесночный. Вкуснее всего чесночный. Чехи очень расстраиваются, если в ваших тарелках хоть что-то остаётся…
Ещё одна чешская фишка — слоёное тесто, которое наматывают на металлический цилиндр и поджаривают на открытом огне. Потом посыпают сахаром. Трдельник. 50 крон. Мы доели с трудом. Большой и сытный.
Еда в Чехии дешёвая, на наши 300-500 рублей в обычном ресторанчике на Прага-1 можно объесться. И, конечно же, пиво. Какая Чехия без пива!!! Скажу сразу — между нашим и их напитком — пропасть. В Чехии около 200 пивоварен. Это и большие заводы типа «Старопрамен», и совсем маленькие, семейные пивоварни. Грустно, но сегодня в Праге ни один завод чехам не принадлежит, выкупили соседи-иностранцы.
На бутылках чешского пива нет указания на содержание алкоголя, только плотность. И нигде не пишут, что пиво живое. Оно в Чехии всё живое. В среднем пол-литра пива стоит рублей 50-70 в кафе или ресторанчике. Пьётся легко, от него остаётся только лёгкое «подшафе» минут на пятнадцать, никакой головной боли и прочих неприятностей. Чехи пьют пиво, как мы чай или газировку, которых они, по ходу, совсем не пьют. Может, от того они добрые и весёлые…
Татьяна Симагина.
Фото автора.
(Окончание следует).