Весной нынешнего года были подведены итоги конкурса журналистов России и стран СНГ на лучшую публикацию об Израиле, организованного Министерством туризма Израиля при поддержке российского агентства «АРС-ПРЕСС».
В номинации «Израиль – Святая Земля» победил корреспондент «Зорь» Виктор Лысый (Михайлов) за серию публикаций, вышедших в нашей газете в 2010 году. Победителя наградили недельной поездкой в Израиль, которая состоялась в конце ноября – начале декабря.
О том, что интересного, нового, необычного было в поездке рассказывает следующий цикл публикаций о путешествии северского журналиста.
Звездные отели и тапочки домашние
Следует отметить, что поездка была организована очень хорошо, и на её проведение Министерство туризма Израиля не поскупилось. Группа состояла из пяти человек, к ней на все время поездки были прикреплены гид и машина – восьмиместный новенький «Фольксваген» с водителем.
Жили в отдельных номерах четырех и пятизвездочных отелей. Особенно впечатлили отели в Иерусалиме, где мы были двое суток, и на Мертвом море. Красивые виды из отелей были и в Хайфе, Тверии, Тель-Авиве. Кстати, отель «Крон Плаза» на набережной Тель-Авива находится наискосок от российского посольства. В день выборов я туда заглянул, но проголосовать не получилось (открепительный талон был со мной), сказали, что избирательный участок находится в консульстве, но искать его не стал, надо было уже направляться в аэропорт.
В Иерусалиме, а это официальная столица Израиля и святой город трех религий, практически любое место проживания в гостинице стоит не дешево, а отель «Моинт Цион», как нам сказали, весьма дорогой. Расположенный на одной из сторон ветхозаветной «Геенны огненной» – низины у подножия горы Сион (на иврите Цион), своими окнами выходил на крепостную стену Старого города.
Внутреннее пространство и убранство гостиницы выполнено в мавританском стиле – это что-то среднее между арабским и европейским стилем средних веков. На первом этаже, который переходит в красивый сад, расположены сауны и турецкие бани с купальнями. Здесь же различные массажные и косметические кабинеты.
В номере тоже была маленькая купальня. В возвышенность из желтого иерусалимского камня вмонтирована просторная ванна. К услугам – три огромных полотенца, мягкий белый халат и такие же домашние тапочки. Кстати, халаты и тапочки были и во всех других отеля, а рядом с ванной – электронные весы. А еще везде был набор различный шампуней и всяких штучек для гигиены.
В номере на столе – электрочайник, рядом коробка полная всевозможных пакетиков чая, кофе, сливок, сахара и сахарозаменителя, коробка шоколада или блюдо с фруктами. Огромная кровать, а напротив панель телевизора с 30 каналами и среди них один-два на русском языке. Диван и столик, письменный стол, на котором бумага, конверты, блокнот, ручки, различные справочники и проспекты. У кровати панель для управления температурой, освещением и радио.
Номера просторные, есть выходы на балкон, а то и два – на разные стороны.
Отель «Даниэль» спа-центра на Мертвом море впечатлил видами из номера на 12 этаже и современным дизайном, а также набором всевозможных процедур. Некоторые из них предоставлялись клиентам без дополнительной оплаты, но большая часть, а список их на русском языке занимает две страницы, за дополнительную плату. Цена в переводе на рубли от тысячи и до трех тысяч рублей за процедуру.
Стол шведский и блюда на гриле
Питались мы в ресторанах. Завтрак был в отеле, стол шведский. Выбор блюд огромный: овощи, фрукты – свежие, жаренные, пареные и сушеные; молочные штуковины разные, с десяток сортов сыра. Мучное все горячее и свежее, очень вкусный хлеб, а еще соки, чай, кофе – на любой вкус. Было и горячее: мясо в различных вариантах, рыба, блюда из яиц, каши. В общем, всего не перечислишь, глаза разбегались. Многие блюда вообще непонятно из чего и хотелось попробовать. Брал понемногу, а если нравилось, подходил еще.
Обеда не было, так как это время приходилось на экскурсии, а посему заходили в небольшие кафешки на три-пять столиков, чаще арабские, где брали что-нибудь из их национальных кушаний типа шаурмы из баранины или пирожки с козьим сыром, а запить – кофе или чай с мятой.
Вечерами гид водил нас в самые посещаемые и престижные рестораны, где еды было сколько влезет и сверх того. В Израиле говорят, если вы приехали похудеть, то это у вас не получится. Здесь любят поесть, и блюда очень внушительные. Но прежде, чем подадут основное блюдо, приходится отведать кучу всякие соусов, салатов, то и просто горячего хлеба с маслом или хумусом – национальной приправой почти ко всем кушаньям.
Основной ингредиент хумуса – крупный горох, превращенный в пасту, сдобренную различными добавками и оливковым маслом. У нас такой горох тоже растет и называется почему-то «бабаский», наверное, потому, что только бабки сегодня его и выращивают.
Основное блюдо – мясное или рыба – подаются чаще всего на гриле. На стол ставится круглая жаровня с углями, а на ней огромное блюдо из нержавейки, на которой шкварчат куски говядины, баранины, курятины, утятины, (по желанию может быть и кусок свинины), а сверху гора овощей.
Каждому дают нож, тарелку, и приступай к трапезе. В таком же варианте могут подать и рыбу. Но все это можно иметь просто на большой тарелке.
Еда в основном кошерная. Это значит, продукты выращивались и приготовлены по особым правилам и под надзором раввина. Главное правило кошерной пищи –не смешивать мертвое с живым. К примеру, молоко и мясо, потому что молоко взято от живого, а мясо от мертвого животного.
Народу в ресторанах много, пустых мест практически нет, приходят семьями, компаниями. В Тель-Авиве ресторан, где мы были, работает 24 часа в сутки. Огромный зал без всякой помпезности больше похож на столовую, но обслуживают быстро, и еда вкусная. Соусы, приправы, мясное, рыба Святого Петра, сладости – все, что нам здесь давали, было очень вкусное и с каким-то тонким ароматом.
Как нам сказали, повар у них француз, и кухня скорее французская, чем еврейская. Ресторан очень популярный, поэтому и работает круглосуточно.
Вообще, все рестораны, по крайней мере, те, где мы были, без лишних украшений и убранств, но слегка стилизованные под что-нибудь: рыбацкий дом, постоялый двор или зал в средневековом замке. А ценность ресторанов определяется, прежде всего, как кормят – вкусно или не очень. Все остальное для израильтян, похоже, вторично.
Виктор Лысый.