Новости

Сегодня спасения нашего начало

Неслучайно именно этими словами начинается главное песнопение торжества Благовещения Пресвятой Богородицы, который празднуют 7 апреля православные христиане. По-славянски они звучат так: «Днесь спасения нашего главизна».

В народной культуре этот день всегда соединялся с окончательным приходом весны, а в духовной — с возвращением к тысячелетним событиям пришествия в мир Христа Спасителя, с радостью о грядущем избавлении человечества от власти диавола. О том, насколько важен этот праздник и как его проводить православным, пойдёт речь в нашей статье.

Благовещение — как это было

Благовестие значит благая, радостная весть, отсюда и Благовещение — возвещение радостной вести. В 6-й месяц после явления архангела Гавриила священнику Захарии тот же Архангел был послан от Бога к Пресвятой Деве Марии. Ангел явился в дом праведного Иосифа, когда Мария читала Священное Писание, и возвестил ей, что она родит Сына, который будет велик и назовется Сыном Всевышнего. Мария в недоумении спросила Ангела: «как это будет, когда Я мужа не знаю?» Ангел ответил Ей: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Тогда Мария сказала: «Я раба Господня; да будет Мне по слову твоему». И Архангел Гавриил отошёл от Неё (Лк. 1:26-28). Как считает Святая Церковь, именно с этих слов на Пречистую Деву сошёл Святой Дух, и в её утробе произошло зачатие Богочеловека Христа.

Среди Священного Предания существует история, согласно которой описанное выше явление архангела было вторым, а первое произошло немного раньше. Бывая в Назарете, я сам присутствовал на том месте, где, согласно Преданию, и явился впервые ангел Богородице. А произошло это возле небольшого колодца, куда все жители города обычно приходили за водой. Испугавшись вида явившегося Ангела и услышав его необычное приветствие, Пресвятая Дева бросила в колодце своё ведро и убежала. И именно этим объясняются, по мнению некоторых святых отцов, слова Ангела (во втором явлении): «не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога» (Лк. 1: 30).

О том, что именно через особую Женщину придёт в мир Спаситель сообщил ещё Бог-Творец, обращаясь к древнему змию-диаволу, в тот момент, когда за грехопадение они изгонялись из Рая и вступали в греховную земную жизнь: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Быт. 3:15). Насколько точно и ёмко всего лишь в нескольких фразах была выражена вся история пришествия Спасителя и борьбы диавола с Ним!

На обещание Бога указывают слова «оно будет поражать тебя в голову» — этот художественный образ обозначает сильнейший удар в «сражении» между Спасителем и искусителем, ведь удар в голову наносит сильнейший урон, а затем и поражение. Нужно понимать, что в этом обращении к змию одновременно содержится и обращение к диаволу. Приводимые выше слова относятся именно к нему. Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский, указывал, что та самая жена, которую диавол «низложил коварством, восстанет против него в силе». Имя семени в Писании вообще понимается как потомство. Удивительны дальнейшие слова Бога о семени жены. Разве может такое быть с женщиной? Как раз именно этим выражением было указано на непорочное и безмужное зачатие в будущем Пресвятой Девой Спасителя. Если Сам Бог начинает вражду (противостояние) между змием и женой, то кто, кроме Бога, сможет закончить её торжеством и славой? Удивительно логично и облегченно для понимания святитель Филарет объясняет выражение «будешь жалить его в пяту». Он пишет: «Змий уязвляет в пяту, которая есть низшая и ничтожнейшая часть состава человеческого…Это допускается для того, чтобы тот, который подвигнул человека против благости Божией, соделался исполнителем Божия правосудия; чтобы человек не был в беспечности в отношении к человекоубийце и непрестанным опытом зла побуждаем был обратиться к благу». Но в прямом смысле в этом ясно просматриваются страдания и скорби, которые был вынужден претерпеть во время земной жизни Христос, чтобы сокрушить голову змия.

Как проводить праздник?

В день праздника Благовещения всем православным необходимо молиться в храме за Божественной Литургией, а ещё лучше — Причаститься Св. Тела и Крови Христовых. Как мы уже раньше писали, Причастие является выражением теснейшего единства человека с Христом, и никакая молитва не может заменить его. Поэтому никак не могут быть оправданы те, кто отказывается от Причастия по мотивам, не заслуживающим уважения (болезнь, разные препятствия и тд). Конечно, многим людям сложно отпроситься с работы в храм, но в таком случае будет хорошо, если в то время, когда будет совершаться Богослужение, они мысленно обратятся к Богу, прочитают Отче наш, тропарь и кондак праздника. Ведь для Бога важно не механическое наше присутствие в храме, а тесная и живая связь с Ним.

Достойно осуждения стремление многих не заниматься домашними делами в день праздника, при этом оставаясь далекими от молитвы. Какой смысл такой традиции? Да, у наших предков до революции 1917 года это действительно было. Но как было? Утром все шли в храм на Литургию, а после неё отправлялись по домам обедать и отдыхать. Не работали государственные конторы, школы, банки именно для того, чтобы у их служащих была возможность отправиться на богослужение. А сейчас у нас получается, что многие пенсионеры говорят «нельзя сегодня работать», но почему? В ответ услышишь — праздник. Но раз праздник, то, значит, его надо праздновать, не так ли? А христиане празднуют только одним образом — усиленной молитвой, Причащением, а затем уже праздничной трапезой. Выходит, что никто из псевдо празднующих на самом деле и не празднует вовсе. Но разве, скажут, любопытные, нельзя вообще в этот день работать, готовить дома, заниматься какой-либо домашней уборкой? Конечно, можно. Если бы нельзя было, то как бы обходилось многочисленное хозяйство, которое было у многих казаков до революции? А там же нужно и накормить, и напоить животных. И люди, конечно, выходили и работали. Но только после богослужения. Господь нам явно сказал как поступать: «отдавайте кесарю кесарево, а Божие Богу» (Мк. 12:17). В этой ситуации на месте «кесаря» выступает домашнее хозяйство, скот, различные семейные заботы. И Господь не выступает запретителем чего-либо, но настаивает на том, что Божие должно быть отдано. А что Божие? То, что принадлежит и связано с Богом: молитва, таинства, храм. И те, кто отдают «кесарю кесарево», т.е. не работают в дни праздника, но одновременно с этим не молятся — не отдают «Божие Богу» являются прямыми нарушителями Господней заповеди.

Крайне печально наблюдать, что от настоящей истинно народной церковной традиции осталась лишь жалкая внешняя форма, которую при этом пытаются исполнить. Одной из таких же форм является традиция колядования в праздник Рождества Христова. Каким образом колядовали в имперской России? Пришедшими колядовать всегда вначале исполнялись тропарь, кондак праздника, а лишь затем народные колядки. К сожалению, сегодня замечательная традиция колядования превратилась лишь в жалкую форму совершенно светских поздравлений с Рождеством Христовым и вынужденной ответной благодарностью хозяев. Уже даже простые народные колядки и то перестают петь. И как больно наблюдать это от своих гостей историкам и этнографам, от которых мне приходилось слышать такие рассказы.

И возвращаясь к главной теме праздника, не лишним будет вспомнить, что он значил для наших предков. Тех, от кого мы уже удалены на расстояние двух-трёх поколений и десятков лет. «А какой-то завтра денёчек будет? Красный денёчек будет — такой и на Пасху будет. Смотрю на небо — ни звёздочки не видно. Мы идём от всенощной, и Горкин всё напевает любимую молитвочку — …«благодатная Мария, Господь с Тобо-ю…» Светло у меня на душе, покойно. Завтра праздник такой великий, что никто ничего не должен делать, а только радоваться, потому что если бы не было Благовещенья, никаких бы праздников не было Христовых, а как у турок. Завтра и поста нет: уже был «перелом поста — щука ходит без хвоста». Спрашиваю у Горкина: «а почему без хвоста?» — А лёд хвостом разбивала и поломала, теперь без хвоста ходит. Воды на Москва-реке на два аршина прибыло, вот-вот ледоход пойдет. А денёк завтра ясный будет! Это ты не гляди, что замолаживает… это снега дышут-тают, а ветерок-то на ясную погоду», — так видел Благовещение в своем детстве знаменитый русский писатель-эмигрант Иван Сергеевич Шмелёв. Хочется надеяться, что в этот день христианского торжества для многих православных христиан праздник станет действительным днём радости о Пречистой Богородице и Христе Спасителе.

Никита КИЯШКО.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту