Общество

Претензии по закону

Покупаем бытовую технику

Следует признать, что активность потребителя в защите своих прав на российском рынке товаров и услуг все еще невелика. Приобретя некачественный товар, покупатель не всегда предъявляет претензии продавцу, а, предъявив такую претензию и наткнувшись на отказ продавца обменять или вернуть деньги, он не всегда обращается в суд.

Объяснить это можно лишь отсутствием знаний в области защиты своих прав и незнанием последовательности действий в подобной ситуации. Наибольшее количество вопросов возникает при покупке бытовой техники.

Выбрав понравившийся товар, вы вправе потребовать у продавца показать его в действии. В постановлении Правительства о «Правилах продажи отдельных видов товаров» сказано: «Покупатель вправе осмотреть предлагаемый товар, потребовать проведения в его присутствии проверки свойств или демонстрации его действия, если это не исключено ввиду характера товара и не противоречит правилам, принятым в розничной торговле».

Иными словами, если вы покупаете, скажем, электрочайник, продавец не обязан вскипятить на ваших глазах в нем воду. Но при покупке, например, телевизора, вы вправе потребовать его включить и настроить.

При покупке вам должны передать установленные изготовителем товара комплект принадлежностей и документы. К информации, которую обязан довести продавец до сведения покупателя и на которую следует обратить особое внимание, относятся сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; гарантийный срок.

Что нам даёт «гарантия»?

Сегодня в условиях жесткой конкуренции между производителями бытовой техники установление гарантийного срока на технику – явление обычное. Изготовитель, а то и сам продавец, устанавливая гарантийный срок на продаваемое изделие, тем самым ручается, что его товар – качественный, и гарантийный срок этому подтверждение.

Если недостатки товара обнаружены покупателем в период гарантийного срока, то бремя доказывания того, что дефект возник в результате неправильной эксплуатации, лежит на продавце.

Например, купив бытовую технику с гарантией в один год, через месяц покупатель обнаруживает неисправность. В этом случае предполагается, что недостатки возникли в результате производственного дефекта, пока продавец не докажет обратное, проведя экспертизу за свой счет.

Если же поломка произошла за рамками срока гарантии, предполагается, что она возникла по вине потребителя, пока тот не докажет обратное. В этом случае уже сам потребитель должен позаботиться о проведении экспертизы за свой счет, уведомив в письменной форме продавца.

Если на товар не установлен гарантийный срок, то потребитель вправе предъявлять претензию продавцу по общему правилу в течение двух лет со дня передачи товара потребителю. В этом случае доказывать, что недостатки возникли до передачи товара и не по вине потребителя, придется доказывать ему самому.

Кроме указанной информации, продавец по требованию потребителя обязан ознакомить его с сертификатом или декларацией о соответствии, либо с заверенной копией сертификата, либо с товарно-сопроводительными документами, оформленными изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащими по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям.

Расторжение договора купли-продажи

Если вы обнаружили недостатки товара, хотите расторгнуть договор с продавцом и вернуть свои деньги, следует начать с претензии. Покупатель товара ненадлежащего качества сразу может обратиться в суд. Однако все же целесообразнее обратиться с претензией по качеству товара сначала к продавцу. Рекомендуем письменную форму обращения.

От того, как составлена претензия, насколько она аргументирована и юридически грамотно оформлена, во многом будет зависеть и результат ее рассмотрения. Дело в том, что если ваши требования выглядят обоснованными, продавцу экономически невыгодно отказать вам в их удовлетворении. В случае если эти требования удовлетворит суд, с продавца будет взыскана гораздо большая сумма, нежели стоимость товара.

Если все же не удалось урегулировать все разногласия с продавцом, при обоснованной уверенности в своей правоте нужно обращаться в Роспотребнадзор или в суд.

Закон «О защите прав потребителей» позволяет заявить иск в суд либо по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель – по месту его жительства, либо по месту жительства или пребывания истца, либо по месту заключения или исполнения договора.

Истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождены от уплаты государственной пошлины, правда, если цена иска не выше миллиона рублей.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту