Общество

«Оккупанты» Восточной Германии

Служить в ГДР отбирали только тех, кто имел полное среднее образование, был комсомольцем, имел правильные черты лица и ровные зубы и не имел приводов в милицию, а тем более отсидок в тюрьме.

Солдат здесь одевали несколько иначе, чем в России. На осень и зиму выдавали офицерское полевое обмундирование – темно-зеленое, шерстяное. Сапоги тоже были офицерские – яловые, вместо «кирзачей», ребята гладили их утюгом, и они выглядели не хуже хромовых.

Войска в основном размещались в бывших немецких военных городках – красивых, чистых, благоустроенных, с парками, дорогами и тротуарами, вымощенными брусчаткой. Здания и казармы со всеми удобствами, в основном из темно-красного кирпича под черепичными крышами, и все это в окружении вековых деревьев. Благоустроенными были и боксы для техники, полигоны, танкодромы, хранилища боеприпасов.

В остальном расписание занятий и боевая подготовка не отличалось от общепринятых: подъём в 6 утра и отбой в 10, кроссы в противогазах и без них, ночные стрельбы и учения, караулы, дежурства.

В увольнение отпускали, но, сходив пару раз, желание гулять по пустому городу, пропадало. В воскресенье у немцев все было закрыто, народ отдыхал. В основном же ходили в увольнение по делу – продать немцам часы, фотоаппарат или транзисторный приёмник. Эти вещи они брали с удовольствием и, говорят, перепродавали на Запад.

Солдатам немецкие марки платили, но хватало их лишь на туалетные принадлежности, да на пару бутылок газировки с коржиком. Доплачивали и рублями, которые отправлялись на сберкнижку, открытую каждому служивому. За два года набегала приличная по тем временам сумма, на которую можно было хорошо одеться по возвращению в Союз.

Взаимоотношения с немцами были непростыми. Внешне все выглядело вполне пристойно, но чувствовалось, что они нас воспринимали все же как оккупантов, и можно было нарваться на явную провокацию. Тебя могли незаметно для остальных сильно ущипнуть или уколоть в трамвае или магазине. При этом «камрад» (товарищ), как тогда называли всех немцев, спокойно смотрел в сторону. А твой вскрик или всплеск эмоций воспринимался остальными как невоспитанность, и слышалось пренебрежительное: «Русиш зольдатен швайне (свинья)».

Пакостили по мелочам и солдаты немцам: обносили яблони в садах и особенно вдоль дорог, обсаженных почти по всей Германии фруктовыми деревьями. А они не были бесхозными, урожай собирали дорожники, которые ухаживали за этими насаждениями.

Случалось, что воровали солдатики и бельё с веревок: свитера, рубашки, джинсы. Надо же было что-то привезти из Германии, а купить – денег не было.

Однако, кроме негатива, скрытого от глаз, были и вечера дружбы – с пивом, песнями, танцами и вполне доброжелательным отношением. По осени солдаты помогали немцам в уборке картошки, капусты, свёклы, других овощей.

Странно, но в последнее время у немцев, особенно на бывшей территории ГДР, проявляется ностальгия по прошлым временам. Создаются даже музеи, рассказывающие о той «оккупации». Есть о чем вспомнить и тем, кто служил там.

В. Михайлов.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту