Общество / Статьи

«Мой дед Сергей Кузнецов обеспечивал связью Потсдамскую конференцию в сорок пятом…»

О судьбе своего деда и о трагедии 1941 года рассказывает журналист газеты «Зори» Екатерина Кузнецова.

Великая Отечественная война для моего деда Сергея Саввича Кузнецова началась с первого дня — 22 июня 1941 года, на западной границе СССР. Об этой странице его боевой биографии в документах остались весьма скудные сведения.

Известно, что он с небольшим отрядом красноармейцев вышел из окружения, в Смоленске был приписан к 128-й танковой бригаде, воевал под Можайском и… пропал без вести. Потом нашёлся и был отправлен на офицерские курсы. С начала 1944 года командир отделения связи Сергей Кузнецов освобождал Европу. Победу встретил в Германии.

Я же попыталась выяснить, где дед был в эти роковые для страны месяцы и как могло случиться, что за первые дни войны сотни тысяч солдат и офицеров Красной Армии оказались в окружении…

Дед Сергей

Много ли я знала о своём дедушке? Армейский стаж — больше двадцати лет. В армии был танкистом, кинорадиотехником, связистом. После капитуляции Германии служил в Восточной Германии и даже обеспечивал связью Потсдамскую конференцию.

Сергей Саввич Кузнецов, выйдя в отставку, стал лучшим в городе Крымске телемастером. Ремонтировал цветные телевизоры, которые в 70-х годах были редкой и дорогой техникой.

Дед Сергей был молчуном, да и виделись мы нечасто. Помню из рассказов отца (которого тоже уже нет), что в июне 1941-го из Иркутска к западной границе перебросили танковую бригаду, где он служил. Значит, к войне готовились? Её ждали?

Кое-какие подробности военной биографии деда я нашла на сайте «Память народа», вместе с фото молодого офицера Кузнецова (такого нет даже в семейном альбоме), и из его офицерской книжки, которая хранится у меня. На сайте «Память народа» вместе с наградными листами на деда Сергея есть прелюбопытный документ, почему-то от послевоенного 1946 года — «Приказ главного управления кадров наркома обороны СССР» со списком офицерского состава «пропавших без вести в боях против немецко-фашистских войск» и исключённых из списка Красной Армии. Вторым номером в списке значится в/техник 2 р. Кузнецов Сергей Саввич — состоявший в распоряжении командира 128-го танкового полка 128-й танковой дивизии. В списке среди других по фамилии Кузнецов отметка «пропал без вести в декабре 1941 года». Отец рассказывал, что дед потом даже находил могилу, где его якобы похоронили…

Есть поверье, если «похоронили» живого — жить будет долго! Дед Сергей умер в 1979 году в городе Крымске от сердечного приступа в возрасте 64 лет (по нынешним меркам даже не пенсионер). Хотя был на войне везунчиком — серьёзных ранений не было, только общая контузия в августе 1944-го. Хоронили его с воинскими почестями, на подушечках несли ордена и медали, почётный караул выдал в небо прощальный салют…

Сергей Саввич Кузнецов призвался в армию в Забайкальском военном округе в мае 1937 года. В этот же год у него родился сын Александр (мой отец), и дед пошёл на свехсрочку. Выучился на механика-водителя танка, а в июле 1940 года поменял специальность на кинорадиотехника.

Сергей Саввич Кузнецов. Фото послевоенных лет

У папиного отца был несомненный талант чинить радиоприёмники, а после войны и телевизоры. Главным развлечением и «важнейшим из искусств» в советской стране был кинематограф, хороших киномехаников ценили и берегли. Судя по записи в офицерской книжке, с июля 1940 по сентябрь(!) 1941 года Сергей Кузнецов был кинорадиотехником. До 22 июня 41-го так и было, но вот только после нападения фашистской Германии он вряд ли крутил кино личному составу полка…

Почему «проспали» начало войны

На эту тему не затихают споры вот уже много лет. Кто винит во всём Сталина и генштаб, кто — командование Западного фронта. Сейчас трудно узнать всю правду. «Проспавшие» начало войны сделали всё, чтобы скрыть свои преступные ошибки: многие документы уничтожили, а тех, кто мог сказать правду, приговорили к «высшей мере»…

22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, была расстреляна верхушка Западного фронта: Герой Советского Союза командующий Дмитрий Павлов, начальник штаба В. Климовских, начальник связи А. Григорьев, командующий 4-й армией А. Коробков.

Шесть дней спустя (!) приговор разжалованным генералам подписал сам Сталин. В нём уже зарытые на подмосковном полигоне НКВД военачальники обвинялись в «трусости, самовольном оставлении стратегических пунктов без разрешения высшего командования, развале управления войсками, бездействии». Приказ в назидание остальным огласили в войсках. В 1958 году военачальников реабилитируют, но засекреченные архивы откроют только в 1988 году.

Из рассказов отца я помню, что в группе, с которой дед Сергей выходил из окружения, был генерал-танкист, которого впоследствии расстреляли. Возможно, это и был командующий Западным фронтом… Первоначально Павлова и его генералов пытались обвинить в измене Родине и «пришить» им участие в антисоветском заговоре, однако в это не поверил сам Сталин — Павлов действительно был честным воином. Поэтому его и заместителей судили по статьям «халатность» и «неисполнение должностных обязанностей».

Да и смог бы Павлов удержать фронт? На белорусском направлении против его войск было брошено 50 немецких дивизий, в том числе 15 танковых. Для сравнения: у Павлова на 22 июня были 24 стрелковые дивизии, 12 танковых, шесть мотострелковых.

Генерал Павлов перед войной лишь исправно выполнял инструкции Сталина не поддаваться на провокации немцев, не вступать с ними в боевые стычки. Он сам заявил об этом перед расстрелом: «Я знал, что противник вот-вот выступит, но из Москвы меня уверили, что всё в порядке, и мне было приказано быть спокойным и не паниковать. Фамилию, кто мне это говорил, назвать не могу».

В Белорусской стратегической оборонительной операции 22 июня — 9 июля 1941 г. участвовали войска Западного фронта и Пинская военная флотилия, всего 627 300 человек. За время операции они потеряли 417 790 солдат и офицеров, или 66,6% общей численности войск. Сравним: Великобритания за время Второй мировой войны потеряла 370 тысяс человек, Соединенные Штаты Америки — около 300 тысяч.

Я не верю в трусость и предательство Героя Советского Союза героя Испании генерала Павлова и других военачальников. Неужели ошибся Сталин? Известно, что Иосиф Виссарионович не давал согласия на создание крупных приграничных группировок, адекватных немецким. Трудно представить, что было в голове у Верховного главнокомандующего, не реагировавшего на многочисленные предупреждения разведки о готовящемся нападении. Но одна из версий кажется мне вполне вероятной.

Накануне войны Сталин потребовал от военной разведки ответа на вопрос: готова ли немецкая армия к военным действиям в условиях русской зимы? Оказалось, немецкая армия не располагает зимней формой одеждой в её советском понимании: овчинных полушубков, ватных брюк, валенок, шапок-ушанок и т.д. Зимой немецкие солдаты дополнительно получали лишь тёплое бельё и утеплённую поддевку к шинели. По разведданным, не готова была к зиме и немецкая техника — горючее и смазка при низких температурах густели, становились малопригодными для эксплуатации.

По мнению Верховного главнокомандующего, как только немцы «переоденутся» для войны с СССР, с того момента заработает «стратегический счётчик» — отсчёт времени до начала войны (что произойдёт не ранее 1942 года). История же распорядилась так, что Гитлер нашёл другой выход — он напал на СССР без стратегической паузы, рассчитывая на «молниеносную войну», воплощая план «Барбаросса».

Одной из причин трагедии 41-го также стала несокрушимая вера вождя, что немцы согласно пакту Молотова-Риббентропа, не нападут вероломно на СССР.

Вяземская катастрофа

В сентябре 1941 года Сергея Саввича Кузнецова прикомандировывают к 128-й танковой бригаде, которая в октябре 41-го вместе с другими подразделениями, собранными из разрозненных войск, оказывается в окружении под Вязьмой.

Разгром Брянского фронта и образование Вяземского «котла» в ходе немецкой операции «Тайфун» считается одной из самых страшных катастроф советских войск в ходе Великой Отечественной войны. Красная Армия потеряла 380 тысяч человек убитыми и ранеными, в плен попали свыше 600 тысяч человек.

В интернете информации о тех сражениях крайне мало. В неразберихе отступления, отсутствии связи с командованием подразделения РККА были дезорганизованы, вести журналы боевых действий и учёт потерь было некому. И только там, где присутствовала воля командиров, мужество и смекалка наших бойцов, продолжалось сопротивление захватчикам.

На сайте «Танковый фронт» вся информация о 128-й танковой бригаде умещается в три предложения: «Была сформирована 1 сентября 1941 года в Смоленской обл. на базе 128-го тп 57-й Краснознаменной танковой дивизии. На 30 сентября 1941 в составе оперативной группы генерала И.В. Болдина ЗФ, участвовала в сражении под Москвой. Разгромлена во время Вяземской операции (2-13 октября 1941 г.) и расформирована».

Командованием Западного фронта для ликвидации прорыва противника в полосе 30-й армии была создана оперативная группа Болдина, в которую входила 128-я танковая бригада. Она первой вступила в бой с фашистами и первоначально действовала довольно успешно: сумела отразить три немецких атаки, в ходе которых 6-я танковая дивизия немцев потеряла пять танков сгоревшими и 38 подбитыми. Наши танкисты вели неравный бой практически без поддержки артиллерии и авиации, всеми силами сдерживая противника.

Фашисты рвались к Москве, им казалось, ещё чуть-чуть, и они до зимы возьмут столицу нашей Родины. Но несмотря на невероятно большие потери планы Гитлера рушили беспримерное мужество и героизм наших бойцов. Окружённые войска вели ожесточённые бои до 13 октября. Часть из них 12 октября смогла вырваться из окружения и с боями вышла на Можайскую линию обороны. Героическое сопротивление наших войск сковало значительные силы противника, не дав ему продвинуться к Москве и сорвав план «молниеносной войны».

От автора. В последнее время западные политики пытаются внушить всему миру, что СССР не выиграл бы войну без помощи союзников, да и вообще это они освободили мир от фашисткой чумы… Но вспомните Брянск, Можайск, Ржев, когда наши войска истекали кровью, но не подпустили врага к Москве. Тогда не было никаких «ленд-лизов» и второго фронта…

Без связи на войне нельзя

Первые месяцы войны показали командованию, что отсутствие связи, координирующей взаимодействие войск, приводит к самым печальным последствиям. Огромные потери, сотни тысяч пленённых командиров и красноармейцев — результат заранее подготовленных диверсий противника, нарушивших связь между войсками и генштабом.

После всех проверок НКВД «пропадавшего без вести» Сергея Кузнецова отправили на ускоренные офицерские курсы командиром отделения связи.

Профессия связиста на войне считается одной из самых опасных. В то время связь в войсках держалась на обычном полевом проводе. При артиллерийском налёте его секло осколками. Пока другие солдаты прятались в траншеях, связисту под градом пуль и снарядов нужно было найти обрыв и восстановить связь.

С февраля 1944 года командир взвода связи Кузнецов освобождал Европу, «презирая смерть, под ураганным огнём противника», как написано в его «наградных», налаживал связь между нашими подразделениями. Но это уже другая история войны — победная.

фото: histrf.ru

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту