Наш район / Статьи

Дети Армении в Северском районе. Судьба, история, традиции

Какие традиции и обычаи хранят представители многочисленных наций, живущих в Северском районе? Многие ли знают родной язык и говорят на нём?  Наш журналист встретился с несколькими жителями армянской национальности. Всё, что удивило, заинтересовало, заставило задуматься, – в этом материале.

Седой Арарат и дядя Миша

Изучать историю. Историю  народа, представители которого живут на Кубани, в Северском районе. Это то, к чему начинаешь стремиться с первых минут разговора с моими героями.

Сначала я отправилась к старейшему армянину в нашем районе —  Мнацакану Маргаровичу Нерсесяну.

— Мнацакан —  это, между прочим, очень хорошее имя, означает «долго живущий», — замечает в момент знакомства хозяин дома.

В нашем районе этого человека знают, как я понимаю, все армяне, да и не только они, и зовут дядей Мишей. Живёт он действительно долго (дай Бог ему ещё долгих лет), около девяноста лет. Факт: два года назад, возвращаясь из Армении, поехал в Самару к сыну, там купил машину, сел за руль – и до Северской. Вот это да!

Мнацакан Нерсесян — дядя Миша, один из старейших представителей армянского народа в Северском районе

Рос Мнацакан между горами Арарат и Арагац, на границе с Турцией – там город Октемберян (с 1992 года городу было возвращено его историческое название — Армавир). Рядом с этим городом — руины древнего Армавира, одной из столиц армянского царства. Вы, конечно, уже догадались, что происхождение кубанского города Армавира имеет прямое отношение к истории Армении и её народу. 1839 год, когда поселение черкесских армян переместилось ближе к устью реки Уруп, считается годом рождения этого города, названного в честь древней столицы государства с историей длиной в несколько тысячелетий.

Вид на гору Арарат со стороны Армении. В 1921 году часть территории Армении, где расположен Арарат, была передана по договору Турции (после завершения Армяно-турецкой войны). Расчёты Ленина на то, что Турция станет ещё одной страной Советов, не оправдались (фото: udivitelno.com)

Мнацакан отслужил пять лет в морфлоте, потом 22 года в Армении работал рыбинспектором.Сам о себе говорит, что в работе был  строгим и принципиальным. Однажды ему удалось даже поймать нарушителя границы. А здесь 13 лет был водителем в больнице.

— Наши обычаи? Уважение детей к старшим. Когда мы бегали мальчишками и проходил взрослый человек – мы боялись его, как будто  это был прокурор! А вообще, у армян всегда было принято  всё делать вместе — свадьбы, похороны… Несколько лет назад у нас здесь умер один армянин, очень хороший человек. И на его похороны почти никто не пришёл. Разве так можно?! Нужна крепкая община, чтобы мы держались вместе. Вот этот молодой человек, — показывает он на Нарека Юрьевича Шмавоняна, председателя армянской общины Северского района, который и привёз меня к дяде Мише, — займётся организацией нашей общины. Я дружил ещё с его дедушкой покойным…

На отцовской «Волге». Младшие дети Мнацакана Нерсесяна. Фото начала 90-х

Сорок лет дядя Миша живет на Кубани. Задумался как-то о том, что оставить на память о себе. И  стал сажать в станице Северской деревья. Перед домом культуры, к примеру, растут его 24 дерева, через  дорогу от дома, вдоль 45-й школы и в парке — тоже. Супруга Грета Багитовна рассказывает, как по утрам он ходил из дома с вёдрами и поливал саженцы, а если уезжал в Армению, звонил домой и строго спрашивал: не забыли про деревья?  Вот и в соседском дворе его фруктовые деревья стоят. А ещё все армяне знают, что дядя Миша не раз помогал перевозить тела умерших соотечественников в Армению – чтобы похоронить их на родной земле.

У дяди Миши шесть детей, много внуков и правнуков. Вместе с родителями сейчас живёт младший сын Армен, которого отец когда-то учил азам автослесарного дела. Эти навыки, как оказалось, больше других пригодились ему в жизни.

— В нашей семье живы все основные традиции: язык, культура, печка тандыр, мама сама печёт лаваш, — говорит Армен. — Во многих семьях, к сожалению, молодые поколения  не знают даже родного языка… 

На армянском Армен говорит свободно. С детства он много раз бывал в Армении, в селе у озера Севан, на границе с Турцией. Там до сих пор традиционный уклад: в хозяйстве держат скотину, в каждом дворе тандыр, пекут это чудо — лаваш, который так полюбили в России. В каких-то восьми километрах — Арарат, теперь турецкий…

Потом Грета Багитовна показывала мне свой тандыр, угощала ароматным кофе в маленьких чашечках и арбузом, нарезанным кусочками и разложенным на блюде. Рассказывала, что готовит на стол гостям. Конечно, это долма  —  что-то типа голубцов в виноградных листьях (молодые листья хозяйка специально заготавливает в рассоле).  Хаш – суп, который традиционно готовится из говяжьих ног и рубца с добавлением чеснока и пряной зелени. Говорят, первые упоминания об этом блюде были ещё в 12-м веке.  Пахлаву, эту орехово-медовую сладость из разных вариантов теста, знают, наверное, все. Ну и, конечно, пряные травы — кинза, орегано, тархун, кресс-салат и многие, многие другие — всегда нужны к столу. У Греты они растут на грядках.  

Грета Багитовна Нерсесян показывает свою печь тандыр, в руках у нее доска,
с помощью которой раскатанное на лаваш тесто выкладывают в печь

А мужчины в это время обсуждали вопросы деятельности армянской общины. Кстати, Нарек Шмавонян поделился некоторыми планами, среди которых — открыть группы по обучению армян (детей и взрослых) армянскому языку. В этом его уже поддерживает немало семей, и это хороший знак в пользу сплочения диаспоры.

А  опыт обучения родному языку есть у одной милой женщины — Ноны Григорян.

Из России в Армению

Знать родной язык необходимо, считают Григорий и Нона Григорян. Если забудешь язык, с ним забудешь и традиции, и свои корни. 

Их детство и юность прошли в Армении. Оба из Еревана. Семья образовалась в Северской  в 1998 году.

— Мои родители приехали сюда в 1984 году, я тогда учился в седьмом классе, — рассказал Григорий. — Вначале жили, переезжая из Армении на Кубань и обратно, пока отец окончательно не решил обосноваться здесь. В селе, конечно, тяжело было после города…

Потом на их родине начались экономические трудности. Отключали электроэнергию, газ, нечем было согреться зимой, а зимы были как назло суровые. Это было испытание. Горожане в поисках тепла вырубали Ботанический сад… С начала девяностых, в разгар военного конфликта между армянами и азербайджанцами, на Кубань и в другие регионы России стали массово переезжать армянские семьи.

Семья Григорян живёт в станице Северской с 1998 года.
На армянском в их семье говорят все.

На свою родину семья Григорян ездит один-два раза в год. «Детей возили с малых лет, чтобы они знали своих родственников, они ведь практически все там живут». Сын и дочь с пяти лет благодаря Ноне, систематически занимавшейся  с ними, уже хорошо говорили и читали на армянском. У некоторых же приехавших сюда армян судьба складывается иначе: уезжают в Россию от родителей,  по нескольку лет не бывают в Армении, на кладбище к усопшим родственникам не приезжают. Что остаётся? Разве что армянские имена, которые они дают своим детям: Вардан, Анаит, Гаянэ, Тигран, Этери…

Сейчас дети уже выросли, хотя и не обрели самостоятельность. Белла окончила университет в Армении, Сурен тоже решил там учиться. «Кровь зовёт, наверное», — говорит отец.  

В разговоре  упомянули название местного кафе «Двин». Оказалось, это имя столицы средневековой Армении. Столиц, по подсчётам историков, на земле Армении до нынешнего Еревана было одиннадцать. Нона и Григорий перечисляют: Ван (или Ервандаван, один из древнейших городов мира на берегу одноимённого озера), Армавир (образован династией Ервандуни), Ервандашат, Арташат (ныне —  областной центр), Тигранакерт (кстати, городов с таким названием существовало несколько), Вагаршапат — это всё эпоха до нашей эры. Затем — Двин, Багаран, Ширакаван (Шорагял), Карс (сейчас турецкий город), Ани (также расположен на территории Турции).

Армяне живут везде

Ювелиры, сапожники, строители, дантисты. Среди армян много мастеровитых людей. И они живут по всему миру. Есть немало знаменитостей, проявивших таланты в самых разных сферах.  

Каждый сразу вспомнит Шарля Азнавура, певца, композитора и актёра, жившего во Франции, истинного патриота Армении. Его имя сейчас носит одна из площадей в Ереване. Кирк Керкорян, американо-армянский бизнесмен, помогавший своим соотечественникам. Из мира музыки известны рок-музыкант Серж Танкян и  актриса, певица и продюсер Шер Саркисян. «Ким Кардашьян себя армянкой называет, — не без иронии добавляет Григорий. — А у нас в районе, в Дербентской, живет Роберт Амерханов, вы знаете? Ему больше восьмидесяти лет, и он до сих пор преподаёт в аграрном университете!». Теперь знаю. Роберт Александрович Амерханов, доктор технических наук, профессор, армянин.

Армяне бакинские, карабахские. Их тоже немало живет в Северском районе. Здесь опять надо бы перелистать страницы истории. Есть территории Азербайджана, которые раньше входили в состав Армении (I век до нашей эры). Историки свидетельствуют, что Петр Первый во время Персидского похода выдал грамоту армянскому патриарху о дозволении  армянскому народу селиться в Баку, Гиляне, Дербенте и Мазандаране. Только в Баку в начале прошлого века жило сто тысяч армян, и они внесли большой вклад в развитие этого города.

Вышивка мараш. Такими салфетками с буквами армянского алфавита в семье Григорян украшают чайный стол. Кстати, алфавит был создан в 405 году армянским просветителем и учёным М. Маштоцем

Религия, праздники и традиции

Христианство в Армении как государственная религия было принято гораздо раньше, чем на Руси, — в 301 году. Этот факт известен всем армянам. Самая крупная и влиятельная в Армении — Армянская апостольская церковь. 

Пасха. Дата её празднования определяется по соотношению  солнечного и лунного календарей. Армянская Апостольская и Православная церкви используют разные пасхалии, поэтому чаще всего армяне отмечают Пасху за неделю до православного праздника, почти во всех остальных случаях дата праздников совпадает,  но случается и разница в несколько недель. Совпадения с датой русской православной Пасхи бывают очень редко.

Как армяне отмечают Пасху? Во многом традиции схожи с православными: предшествующий сорокадневный пост, получение священной зажжённой свечи в канун праздника, праздничные литургии в храмах, крашеные яйца. К традиционному праздничному столу обязательно подадут рис с изюмом, рыбу и красное вино, армянский лаваш и зелень всевозможных видов. А ещё чорек —  сладкий слоёный хлеб.   

Терендез. Один из самых древних праздников Армении, о котором мне рассказали. Его отмечают 13 февраля. Изначально он имел языческое происхождение. Сегодня его взяла под свою опеку армянская церковь, оставив элементы, связанные с культом огня и плодородия. Обычно этот праздник проводят на территории храмов. Его главные участники – молодые люди, помолвленные или молодожёны. Перед храмами происходит ритуал –  прыжки через огонь. Молодым нужно перепрыгнуть пламя костра, крепко держась за руки.

Праздник Терендез.  Армяне отмечают его везде, где бы ни жили
(фото: theopenasia.com)

Свадьба. Раньше в Армении первый день свадьбы начинался с закалывания быка под музыку, это давало начало веселью, ещё до появления главных героев торжества. Современная свадьба значительно упростилась, утратив большинство обычаев, особенно это характерно для города. Но есть  традиции, которые живут до сих пор. Одна из них — когда мать жениха, встречая молодожёнов на пороге, кладет на плечи каждого лаваш и даёт им по ложке мёда — как пожелание сладкой жизни. Интересный персонаж на торжестве – кавор. Это человек, который на свадьбе будет шафером, потом на венчании —  крёстным, и он же будет крестным всех будущих детей у супругов. В прежние времена при его активном участии решались все важные вопросы новой семьи.

 «Если бы не казаки…»

— Русские нас трижды спасали, и казаки в том числе, — говорит Григорий.

Напоминание о трагических для армянского народа событиях заставляет всех замолчать на несколько мгновений.

Геноцид армянского народа Османской империей – боль исторической памяти армян. В январе 1915 года  Кавказская армия разгромила османскую армию и остановила наступление турок на Карс. К концу марта от турок была очищена Южная Аджария, Батумская область, далеко продвинулись русские и в южном направлении. Идя по следам отступавших турецких войск, казаки, солдаты  и офицеры становились свидетелями жестокости и зверств, учинённых турками над мирным армянским населением на территории Западной Армении (территория Османской империи). Некоторые из  воспоминаний военнослужащих о тех трагических днях публиковались в том числе в военно-общественном и литературном журнале «Кубанский казачий вестник».

Михаил Тимченко — потомственный казак, историк, краевед, атаман Кореновского районного казачьего общества (1996-2011гг.), в одной из своих книг по истории казачества «Дорога в бессмертие» рассказывает об участии казаков в освобождении Армении от протектората Османской империи.  А во второй части книги автор повествует о боевом пути 409-й стрелковой армянской дивизии, принимавшей участие в освобождении Кубани от фашистов. Дивизия прошла с боями от Кубани до Братиславы и Праги, освободив 30 городов и 1800 других населённых пунктов. Об этом знают и помнят армяне, живущие в кубанской станице Северской.

На этом, пожалуй, и завершу свой небольшой рассказ. Надеюсь, что армянская община в Северском районе получит новый виток развития. То, о чём народ знает и помнит, — и есть его история, которая сплачивает людей. Пусть крепнут дружба и взаимопомощь, пусть взрослые передают детям славную историю своих предков.  

Ирина Орлова.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту