Статьи

Северская весна 1920 года глазами историка Александра Щербы

К юбилею края

(Часть III)

Эксклюзивный материал о жизни станицы Северской в 20-е годы прошлого столетия, который предоставил доктор исторических наук Александр Николаевич Щерба.

Криминал и самогоноварение

Несмотря на все трудности военного времени, разруху и борьбу внутри местных органов власти, исполком начал создавать свои структуры на территории станицы. Были назначены квартальные старосты, которым поручили провести на своей территории учёт имеющего частного жилищного фонда для размещения на постой красноармейцев, а также организовать выделение телег для перевозки военного имущества частей Красной армии, проходящих через станицу в условиях весеннего бездорожья.

Очень сложной оставалась и криминогенная обстановка на территории станицы, так как органов поддержания правопорядка просто не существовало. Их функции выполняли воинские части станичного гарнизона, но не в полной мере справлялись с ними. Не надо забывать, что в окрестных горных районах действовали многочисленные отряды «бело-зелёных», с которыми приходилось постоянно вести борьбу. Нередким явлением стали грабежи и насилие, количество которых возрастало, несмотря на постоянные призывы властей соблюдать законность и порядок в условиях военного времени.

В конце марта на общем собрании жителей станицы было принято решение о формировании станичной милиции. На работу в органы милиции приглашались в первую очередь бывшие партизаны из отряда «красно-зелёных» под командованием Тарасова, действовавшего против деникинцев в прилегающих горных районах.

Широкое распространение среди станичников получило самогоноварение, что самым негативным образом отражалось на состоянии правопорядка. В связи с этим на том же собрании жителей было принято решение об усилении ответственности за изготовление самогона и других одурманивающих суррогатов. При обнаружении все они подлежали немедленному уничтожению, а на людей, занимавшихся этим, налагался штраф в размере трёх тысяч рублей. При неоднократном нарушении запрета виновные привлекались к уголовной ответственности.

8 апреля 1920 года состоялось первое заседание нового ревкома, на повестке дня было пять важнейших вопросов, от которых зависела нормализация обстановки в станице. В частности, было принято решение об оказании помощи станичным семьям, оказавшимся на грани голода и прежде всего вдовам и семьям, потерявшим своих кормильцев. Для этого им было выдано более 60 пудов муки по льготной цене от 400 до 500 рублей за пуд. Отдельным семьям мука и мясо выдавались бесплатно ввиду отсутствия или болезни кормильца. Некоторым наиболее бедным семьям выдавали деньги – до тысячи рублей, а также крупу и сало.

В станичной больнице и детском доме заканчивались продукты, и уже стал ощущаться голод. По решению ревкома на станичного врача и заведующую детским домом была возложена обязанность по сбору продуктов питания для этих учреждений. Были выделены две подводы, и эти должностные лица вместе со своими помощниками начали обход станичных домовладений для сбора продуктов.

Внимание агитационной работе

Протокол заседания ревкома от 8 апреля был подписан заместителем председателя С.А. Овчаренко, так как председатель находился в станице Крымской, и именно в этот день проводилось судебное заседание по рассмотрению уголовных дел С.А. Малиновского и станичного коменданта М.Е. Баранника.

8 апреля 1920 года военный трибунал при 23-й стрелковой дивизии 9-й армии Кавказского фронта рассмотрел их дело и своим постановлением №407 вынес оправдательный приговор. Причём суд вынес частное определение о восстановлении С.А. Малиновского и М.Е. Баранника на своих прежних должностях, что и предопределило соответствующее решение станичного ревкома.

9 апреля 1920 года было проведено заседание северского ревкома с повесткой дня «О восстановлении на месте председателя ревкома Малиновского и коменданта Баранника», которые на основании данного постановления немедленно приступили к исполнению своих обязанностей. К сожалению, М.Е. Баранник после этого заболел и вынужден был оставить свою должность. 12 апреля 1920 года для организации комендантской службы были назначены два помощника военного коменданта станицы – А. Коваль и В. Нестеренко.

Однако 3 мая 1920 года решением Отдела управления Кубано-Черноморской области обязанности председателя северского станичного ревкома были временно возложены на комиссара А.А. Юрина. Очевидно, что вышестоящий орган власти, учитывая социальное происхождение С.А. Малиновского, счёл нецелесообразным совмещение им двух ключевых должностей председателя исполкома и ревкома.

12 мая А.А. Юрин докладывал рапортом в отдел управления Кубано-Черноморского ревкома: «Доношу, что я сего числа принял пост председателя ревкома станицы Северской от бывшего председателя Самуила Авксентьевича Малиновского». Одновременно С.А. Малиновский соответствующим рапортом доложил, что должность сдал на основании соответствующего предписания Кубано-Черноморского ревкома №1501 от 3 мая 1920 года.

Так как А.А. Юрин исполнял обязанности председателя ревкома временно, и совмещать их с должностью комиссара района на постоянной основе было весьма сложно, в силу того, что на него была возложена обязанность по организации обороны Северской, а также борьбе с «бело-зелёными», партийная ячейка станицы Северской рекомендовала избрать на должность председателя ревкома А.А. Буряка, и данное решение было направлено на утверждение вышестоящих органов власти.

Следует отметить, что новая власть исключительно важное значение придавала агитационно-пропагандистской работе по разъяснению основ внутренней и внешней политики советской власти, которая радикально отличалась от всего того, к чему привыкли жители станицы. На заседаниях ревкома и перед жителями Северской регулярно выступали представители вышестоящих органов власти. 18 апреля 1920 года с содержательным докладом выступил инструктор областного управления образования М. Выголов. По результатам его речи ревком принял постановление, в котором ходатайствовал о том, чтобы областные органы власти чаще информировали руководство ревкома и жителей станицы о событиях в стране, так как другие источники информации отсутствовали полностью. Кроме того, Ревком ходатайствовал о присылке в станицу различной литературы для населения.

Новые праздники

Станичные органы власти с первых дней начали значительное внимание уделять развитию образования. На собраниях жителям неоднократно говорили о необходимости обязательного обучения детей. В связи с этим начали восстанавливать школьные здания и по возможности стимулировать труд учителей. Так как регулярно выплачивать заработной платы не было возможности, возникла острая проблема с оплатой жилья, ввиду того, что большинство учителей жили на съёмных квартирах. Ревком был вынужден оплачивать их жильё за счёт собственных средств. Например, в апреле 1920 года жителю станицы В. Зуеву было заплачено за поднаём его квартиры учителем Бардардымовым и даже за уголь, израсходованный на отопление жилья.

Новая власть устанавливала новые праздники. Так, 25 апреля ревком принимает решение о праздновании 1 Мая. Вследствие того, что ранее его отмечать не приходилось, был разработан детальный план праздничных мероприятий. В частности, было предусмотрена отмена занятий во всех станичных школах. Школьники и красноармейцы станичного гарнизона в 9 часов утра были собраны у здания ревкома на митинг. Затем все переместились на базарную площадь, где были накрыты столы и всех детей напоили чаем, а после этого им показали спектакль, который вечером был представлен и взрослым.

Очередной митинг с участием всех жителей станицы провели 9 мая. С докладом «Что такое советская власть» на нём выступил военный комиссар А.А. Юрин. Он изложил основные цели, которых будет добиваться советская власть, и призвал присутствующих поддерживать её политику.

16 мая было проведено очередное общее собрание жителей станицы, где заслушали сразу несколько докладов. Из содокладчиков был ещё один из представителей известной семьи Малиновских – Влас Авксентьевич. После заслушивания докладов на собрании был избран делегат на областной съезд. Единогласно им был избран В.А. Малиновский, а кандидатом, который мог заменить его на случай чрезвычайных обстоятельств, стал его брат – председатель станичного исполкома С.А. Малиновский.

Так завершалась исключительно сложная, наполненная важнейшими событиями и во многом переломная весна 1920 года. Наступало лето, которое несло для жителей станицы новые тяжёлые испытания, обусловленные сильной разрухой и продолжающейся Гражданской войной.

на фото: Семья казака Повелко в поле. ст. Северская, нач. XX века

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту