Он переехал на Кубань из северного Казахстана. Живёт с семьёй сына в станице Северской недавно. Друзья далеко, а иных уж нет. Здесь рядом с ним сын Виктор и его жена Галина. Говорить с ветераном непросто. Павел Трофимович очень плохо слышит. А вот память молодая. Помнит всё. Он много видел, много пережил. Готов бесконечно рассказывать о событиях, свидетелем которых был и в которых участвовал.
— Мальчишкой я мечтал досконально разобраться в тайнах электричества, — рассказывает Павел Трофимович. — Школу окончил в 39-м. Поступил в институт. Молодость — пора, конечно, чудесная, но время было тревожное. Ждать долго не пришлось: началась финская кампания. У нас, студентов, была бронь. Тем не менее, к нам в институт пришли военные и стали убеждать записаться в армию добровольцами. Говорили, что из нас создадут какую-то особую специальную команду для выполнения особого задания. Я и записался…
Оказались мы с ребятами в городе Куйбышеве. Поселили нас в подвале какого-то огромного дома. Вели за нами наблюдения, даже за тем, кто как спит, не разговаривает ли во сне, устраивали какие-то непонятные испытания и… одаривали всякими благами цивилизации. Очень часто водили в театр: посмотрели «Нору» Ибсена, слушали оперу Гуно «Фауст» Несколько раз были в театре оперетты. Благодаря нашим театральным вылазкам о пребывании в Куйбышеве у меня остались самые яркие воспоминания.
Меня направили в штаб 21-й армии работать с документами. Служба проходила в основном в Белоруссии и на Украине. А здесь и война. Получил первое ранение в кисть руки. Наш штаб попал в окружение. Документы, за которые отвечал, и жёг, и прятал, но врагам они не достались. Я оказался в плену. Сменил двенадцать концентрационных лагерей. Бежал. Опять воевал. Ещё одно ранение — в позвоночник.
Когда лечился в госпитале, обо мне и двенадцати лагерях, через которые я прошёл, вспомнил НКВД. Меня объявили врагом народа, лишили наград… Ну хоть за решётку, не спрятали, и за то спасибо. Из госпиталя вышел инвалидом. О продолжении учёбы в институте нечего было и мечтать. Устроился работать в школу учителем математики, которую всегда очень любил. Ну, а учительство пришлось мне по душе. Через несколько лет меня реабилитировали, тоже не объясняя причин… Так что учительский институт я всё же окончил. Завёл семью. Мы с женой родили и воспитали двоих сыновей. Сейчас у меня четыре внука и четыре правнука…
Непростая штука жизнь, но чертовски интересная. Телевизор смотреть мне трудно, так как со слухом проблемы, а вот газеты читаю, хочу знать, что в мире происходит.
Подготовила Людмила Бухало.
Фото Геннадия Шкилёва.