Сергей Ежак работает учителем в азовской первой школе 28 лет. Сам он не считает, что это серьёзная причина писать о нём в газете. «Вот через два года будет юбилей, тогда и можно», – смеётся он. А мы считаем так: признание учеников – лучшая причина написать об учителе. Есть и веский повод – День физкультурника, для Сергея Александровича практически профессиональный праздник.
Среди школьных учителей в наше время мужчин немного. Собственно, и Сергей Ежак не видел в этом своё призвание. Но так уж вышло, что в 1995 году с дипломом инженера-электрика он, выпускник сельхозинститута, не смог найти работу по специальности. Всё рушилось, родной колхоз, давший ему направление на учёбу, перестал существовать.
Его двоюродный брат, Юрий Анатольевич, тем временем трудился в школе, он и посоветовал попытать счастья там. Сергей Александрович попробовал. И так втянулся, что больше уже и не хотел никуда уходить. «Здесь же всё своё, родное», – говорит он. Одновременно с работой получил педагогическое образование.
Не одно поколение ребят учитель проводил в большую жизнь, а его первые выпускники приводят к нему уже своих детей. Поездки, походы, внеурочные занятия, соревнования – где они только не бывали вместе! И ученики его действительно любят, это он и сам признаёт.
– В чём секрет такого отношения, как думаете?
– С детьми я весёлый. С ними я будто молодею. В общении в каком-то смысле даже становлюсь на их уровень.
– Авторитет от этого не страдает?
– Да, моменты панибратского отношения со стороны некоторых ребят бывают. Но это быстро проходит, стоит им только оказаться в трудной ситуации, в которой я могу помочь, заступиться. У детей это вызывает уважение. Ну, и в конце концов есть стандартные санкции: поставить двойку, пригрозить родителями. Их я тоже применяю к нарушителям дисциплины.
– Как работаете с неспортивными учениками?
– Сейчас в школах есть ребята, не спортивные просто по состоянию здоровья. Требовать от них те же нормативы, что и от остальных, – неправильно. Я даю им посильные задания. Хотя и не выделяю их как-то по-особенному, чтобы дети, от которых требую больше, не обижались и не клевали слабеньких учеников. Не все имеют равные возможности по здоровью, и это не повод для нападок. Как правило, ребята понимают эту мысль.
– А если ученик, напротив, одарённый? Советуете пойти в профессиональный спорт?
– Не советую, но и не отговариваю. Только всегда предупреждаю, что век спортсмена-профессионала короток. В лучшем случае он потом сможет пойти на тренерскую работу. А вдруг травма? Спортивной карьере конец, а человек больше ничего не умеет. Сколько таких поломанных судеб! Об этом нужно говорить, чтобы ребёнок понимал, на что он идёт. Но в конечном счёте выбор всегда остаётся за детьми и их родителями.
– Что скажете о современных детях?
– К сожалению, сейчас дети меньше хотят двигаться. Если раньше они и на переменках прыгали, бегали, и физкультуру ждали, то сейчас при первой возможности садятся и достают телефоны. Заинтересовать их уроками сложно. Для них успехи в компьютерных «стрелялках» важнее, чем в физкультуре, спорте. Но есть и те, которые горят, им всё интересно: подвижные игры, походы, соревнования. И таких ребят немало, особенно в сельской местности. Они и к труду приучены, а потому им легче даются нагрузки.
– Хороший наставник – какой он, по-вашему?
– Он должен уметь и пожурить, и пожалеть – если надо, и пошутить, и строго спросить с ученика. А чтобы понимать, где какое умение применять, нужно быть внимательным к детям, учитывать особенности их психики, семейную ситуацию и ещё много моментов. Они же разные: с кем-то надо пожёстче, а кого-то можно этим сломать.
– Некоторые родители считают физкультуру второстепенным предметом и передают несерьёзное отношение к нему своим детям. Как вы парируете это?
– Был у меня такой случай. Я на протяжении всей работы в школе веду классное руководство, и как-то раз в сентябре мы с новым классом пошли в поход. Остановились на привал, пьём воду, отдыхаем. Дети, понятное дело, потные, усталые, и я им говорю: «Вот, дети, не повезло вам. Был бы у вас классным руководителем учитель математики, вы бы сейчас не страдали. Сидели бы себе в прохладных помещениях над задачниками». Как они стали хохотать! Нет, говорят, лучше в поход, над задачами мы и так посидим. Что тут добавить? Конечно, математика и другие науки – это важно и нужно, однако и физическое развитие нельзя недооценивать. Ведь во многих жизненных ситуациях человеку просто не обойтись без навыков и умений, полученных на уроках физкультуры.
– Когда приходит наибольшее удовлетворение от работы?
– Когда у моих учеников что-то хорошо получается. Когда ребята из армии приходят и рассказывают, что благодаря урокам физкультуры им легче служилось. Или вот пример. Одна моя ученица, Яна Галкина, поступила в медучилище, и как-то на занятии по БЖД военрук, полковник, принёс автомат Калашникова и спросил, кто умеет разобрать-собрать. Все, даже парни, сидели, притихнув и опустив глаза, и только Яна вышла и с лёгкостью справилась с задачей. Даже на время смогла! Мы-то с ними регулярно проводили турслёты, военизированные эстафеты и прочее, а полковник был поражён: таких студентов, говорит, у меня ещё не было. Другой мой бывший ученик, Николай Усманов, на соревнованиях от техникума показал настолько сильный результат, что на него обратил внимание преподаватель, спросил, откуда он. И очень удивился, что в сельской местности такая хорошая подготовка. И подобных примеров много.
С младшими учениками мы проводим «Весёлые старты», соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья». И через много лет, когда мы вместе смотрим фотографии с тех мероприятий, где дети ещё маленькие, а мамы и папы молодые, мы всегда смеёмся и с такой теплотой вспоминаем то время: уроки физкультуры, наши поездки, походы и состязания – всё хорошее, что было у нас с ними в школьной жизни.
Именно эти добрые воспоминания, благодарность детей и их родителей и есть самый желанный итог моей работы.
Анастасия Ложкина
Фото: Андрей Вискушенко