История

И всё-таки Собер-Баш или Собер Оашх?

В редакцию газеты обратился читатель с вопросом: как правильно называется гора Собер? На этот вопрос нет однозначного ответа, споры и дискуссии среди историков и археологов ведутся уже давно.

Водопады и дольмены

Гора Собер-Баш находится к югу от станицы Убинской. Её высота – 735 метров. С вершины открывается красивейшая панорама на станицы Убинскую и Азовскую, а в хорошую погоду видно и Краснодар. В 1970-е годы Собер-Баш был в числе самых популярных объектов в туристских кругах. Здесь есть всё: удобный транспортный подъезд, прекрасные поляны и виды, богатый своими дарами лес, водопады, археологические и исторические памятники. На Собере и в окрестностях проводятся туристские слёты и соревнования по бегу, велоспорту, спортивному ориентированию.

Ближе к восточному склону горы можно найти несколько дольменов, есть два больших водопада – Мужские слёзы и Утаённый и около девяти маленьких.

Во время Великой Отечественной войны над горой пролегал маршрут полёта бомбардировщиков из Адлера на Тамань. В период с ноября 1941-го по февраль 1943 года на склоны Собера упали несколько самолётов. В честь лётчиков, погибших в небе Кавказа, на вершине горы установлен памятник. Рядом с ним находятся части разрушенного среднего бомбардировщика Б-3.

Кстати, зелёная усечённая пирамида на гербе Северского района символизирует именно гору Собер-Баш.

Туманная гора

Но вернёмся к названию. Ведущий научный сотрудник Западно-Кавказской археологической экспедиции Алексей Пьянков выяснил, как действительно зовётся главная вершина нашего района.

В своей научной работе Пьянков пишет: «В краеведческой литературе и у местных жителей гора известна под разными, но созвучными названиями: Собер-Оаш, Сбер Баш, Собераховка, Собер и так далее. Название горы представляет собой искажённое адыгское имя Собер/Сыбыр-Iуащъхь, где вторая часть – западно-адыгское слово Iуашъхь – гора, курган. Но современное официальное название горы – Собер-Баш.

Этимология первой части названия не имеет однозначного объяснения. К примеру, К.Х. Меретуков увидел в слове «собер» тюркизм и предложил его первоначальную форму как «сыбыр», означающую название гуннского племени сибиров. Согласно рассуждениям Алексея Пьянкова, речь идёт об обитавшем на Северном Кавказе в первой половине VI века объединении тюрков-кочевников сабиров (савиров). Однако историк отмечает, что савиры занимали территории к востоку от аланского союза племён в районах Северо-Восточного Кавказа. Правда, другие тюркские кочевники во второй половине V-VIII веков присутствовали в степном Прикубанье, включая и Закубанье. Об этом свидетельствуют как письменные, так и археологические источники. Но население нижнего течения Кубани в савирскую конфедерацию не входило, и, следовательно, вершина Западного Закубанья не могла получить имя чужого племени.

Другой учёный, Л.И. Лавров, предложил свою этимологию слова «сыбыр». Исследователь увидел в нём имя, происходящее от арабского слова «сабир» – облака или белые облака. Соответственно, Сыбыр Iуащъхь – это «гора, покрытая облаками», «туманная гора».

Алексей Пьянков с такой трактовкой не вполне согласен. Появление арабизма в топонимике западных адыгов, считает он, в принципе возможно. Но надо учитывать, что ислам здесь распространился довольно поздно, а до этого гора, как крупный природный объект, обязательно имела бы другое имя. И, как правило, древние, изначальные названия меняются крайне редко, разве что при быстрой и полной смене населения. «Каждый такой случай требует тщательной аргументации», – пишет Пьянков, подчёркивая, что в данном примере её нет.

Далее кубанский учёный отмечает, что неожиданно в 1981 году в первом издании своего «Адыгейского топонимического словаря» К.Х. Меретуков заменяет название «Собер Iуащъхь» на «Собай Iуащъхь», в переводе означающее «Гора Собаевых» (Собай – родовое имя), лишь в сноске указав, что это название известно в литературе как Собер Iуащъхь. Автор нигде не упоминает свой источник информации, что вызывает сомнение в том, что вершина когда-либо называлась Горой Собаевых.

На Собере собиралась нечистая сила?

Алексей Пьянков предлагает ближе познакомиться с горой, имеющей загадочное название. Оно впервые упоминается в литературе в середине XIX века. Причём, материалы для отдельных работ собирались ещё раньше. Учёный приводит в пример статью Л.Я. Люлье «Верования и религиозные обряды и предрассудки у черкесов», опубликованную в 1866 году и переиздававшуюся в 1927 и 1990 годах.

«Между черкесами существует поверье, что удды весною, в известную ночь, собираются на вершине горы, называемой Себеркуасха, приезжая туда верхом на животных всякого рода, как домашних, так и диких. Ночь проводят они в пиршестве и плясках, а перед рассветом, схватив мешки, в коих у них содержатся все блага земные, а у других – всё вредное человечеству, в том числе и болезни, разлетаются по домам своим. Те из уддов, которым мешка не досталось, гонятся за другими, стараясь отнять у них оные. Таким образом, все болезни, коими страдает человечество весною, приписывается уддам».

Кроме этого, по словам Пьянкова, гора упоминается в «Путевых заметках» Султана Крым-Гирея Инатова, опубликованных в номерах «Кубанских войсковых ведомостей» за 1866 год. Путешествуя по землям натухаевского племени в 1962 году, автор спросил своего спутника, какая гора самая высокая на Кавказе. В ответ ему были названы несколько вершин, среди которых упоминалась и гора Себер-Уасх с добавлением: «Себер-Уасх замечателен тем, что на нём однажды в неделю, ночью с четверга на пятницу, собираются ведьмы из всех стран и пируют вместе».

Пьянков отмечает, что под именем Себеркуасха с такими же комментариями гора упоминается в очерке о черкесах Н. Дубровина в военном сборнике за 1870 год. Автор добавляет к характеристике горы у Л.Я. Люлье следующее: «Шапсуги уверяли, что сбор ведьм и чертей на этой горе бывал каждую пятницу, в двенадцать часов ночи».

(Окончание следует)

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту