Статьи

Наш человек в Гаване. Житель Северской рассказал о своей службе в армии

Владимир Подопрыгалов из станицы Северской свои армейские годы, а служил он в начале 70-х, вспоминает с особой теплотой. Ему повезло попасть в группу советских военных специалистов на Кубе и провести на Острове свободы полтора года.

Отбор за границу прошли только трое

Владимир родом из Грозненской области, но ещё в детстве переехал с родителями в станицу Холмскую Абинского района.

Получив повестку в армию, 18-летний Володя и не подозревал, где ему придётся провести ближайшие два года. Сначала он с другими новобранцами поехал в учебную часть в город Миллерово. Через пару месяцев по части прошёл слух, что советских солдат готовят в Египет, где в это время шёл арабо-израильский военный конфликт.

Владимир вспоминает, что отбор был жёстким. Он прошёл не менее 12 медицинских комиссий, писал подробную автобиографию, которая потом тщательно проверялась специальными военными структурами. Когда все комиссии были пройдены, троих солдат из их части, включая Владимира, посадили на поезд до Одессы, так и не сообщив конечную точку маршрута. В Одессе генерал-майор дал напутствие: «Ребята, поедете защищать дальние рубежи нашей Родины». И тут, наконец, стало понятно, что служить придётся за границей.

Как денди, только русские

В специальном ангаре, куда их привели, находились длинные ряды вещей со всего мира. Солдатам предоставили право выбрать гражданскую одежду на свой вкус. Владимир взял английский костюм в серебряную полоску, несколько рубашек с длинным и коротким рукавом и ещё кое-что из списка.

В серых плащах и зелёных беретах советские солдаты были похожи на лондонских денди. Сдали документы и направились в одесский морской порт. Там их уже ждал круизный лайнер «Латвия».

16 суток Владимир и ещё 320 солдат со всего Советского Союза провели на воде: Босфор, Мраморное, Эгейское и Средиземное моря, пролив Дарданеллы, Атлантический океан, Саргассово море, Карибы и, наконец, Куба. Кстати, о том, что конечная точка пути именно там, советские солдаты узнали только на корабле от членов экипажа. «Ну, хоть не к арабам на войну!» – подумали они в ту минуту.

Комары там жестокие, а фрукты вкуснейшие

– Гавана встретила нас изнуряющей жарой, – вспоминает своё прибытие на остров Владимир Иванович. – Каждый день ровно с 14 до 16 часов шёл тропический ливень. Климатическая адаптация проходила тяжело, но постепенно мы привыкли. Спали под специальным пологом – накомарником, который тщательно заправлялся в матрас. Если оставалась хоть малейшая щель, бессонная ночь в компании комаров была обеспечена.

Кубинцы, в отличие от москитов, оказались очень дружелюбными. Русских там любили и уважали, наш язык изучали в школах, и в целом настрой местных к гостям из Советского Союза был положительным.

Владимир Иванович до сих пор помнит изумительный вкус и аромат кубинских бананов, манго, авокадо. Говорит, они несравнимы с теми, что продаются сегодня в супермаркетах. Вообще, еда на Кубе вкусная и чем-то напоминает классическое советское меню, разве что некоторые блюда намного острее. Но там страшный дефицит хлеба, который сохраняется и по сей день. Даже в ресторанах подавали всего по кусочку на каждого посетителя.

Первым делом машины, ну а девушки – потом

Все полтора года Владимир прослужил в свёрнутой бригаде, в роте по ремонту бронетанковой техники. Был командиром отделения по сварке брони. Из-за высокой влажности и солёного морского воздуха техника на Кубе портились стремительно, только успевай ремонтировать.

Сказать, что скучали по Родине, это ничего не сказать. Парни регулярно писали письма домой и получали ответные весточки из дома. Армейская почта, несмотря на огромное расстояние между нашими странами, работала исправно.

По выходным солдаты ходили купаться на морской пляж, а после – на местные танцплощадки. Кубинские вечера в Гаване всегда проходили очень колоритно, весело и шумно. Танцевали все!

За эти полтора года у Владимира даже случился короткий, но яркий роман с хорошенькой кубинкой по имени Маргет, которую он любил называть по-русски Марией. Солдат даже всерьёз задумывался увезти подругу в Советский Союз, а она была не против. Перед отъездом девушка написала Владимиру свой адрес на пачке сигарет, но по иронии судьбы эта пачка потерялась где-то на корабле по пути домой.

Уехать с Кубы можно, но Куба в сердце – навсегда

Вернувшись в 1971 году в Холмскую, Владимир пошёл работать в нефтяную промышленность и трудился там до самой пенсии. Уже 37 лет они с супругой Валентиной живут в станице Северской. Вырастили двух дочерей Ольгу и Татьяну, которые подарили им троих внуков.

Владимир Подопрыгалов признаётся, что служба на Кубе воспитала в нём ценные качества – ответственность и чувство долга перед Родиной. Конечно, армейский период один из самых ярких в его биографии. Прошло уже столько лет, а мужчина, всякий раз увидев по телевидению сюжет с Кубы, откладывает все свои дела и смотрит на экран, вспоминая, как прогуливался по той самой площади или парку.

На память о Кубе у Владимира Ивановича остался дембельский альбом с множеством рисунков и фотографий, которые он сам снимал на фотоаппарат «Смена». За эти годы дети и внуки его изрядно потрепали, но мужчина бережно хранит альбом дома, а воспоминания о Кубе – в своём сердце.

Яна Богатырёва

Фото автора и из личного архива В. Подопрыгалова

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту