Статьи

Потерявший зрение Юрий Панарин обрел друга — лабрадора Хаммера

13 ноября отмечается Международный день слепых.

В любом городе, поселке, станице есть люди, потерявшие зрение. У каждого своя история, своя судьба. Житель станицы Северской Юрий Панарин вот уже 14 лет воспринимает наш яркий, разноцветный мир только на слух и на ощупь.

Мир пропал в темноте

Когда-то давно Юрий Алексеевич жил обычной жизнью в окружении  жены и сыновей, у него была любимая работа. Это была другая жизнь. В 54 года он стал замечать, что постепенно теряет зрение. Особого значения вначале этому не придал, сначала один глаз стал хуже видеть, потом другой, изображение казалось размытым, появлялись круги. А потом жизнь стала всё темнее и темнее.

 Панарины забили тревогу и обратились в специализированную клинику в Краснодаре, где Юрию Алексеевичу диагностировали отслоение сетчатки глаза. Врачи посоветовали сделать операцию, обещали, что зрение восстановится. Естественно, он согласился. Но операция ожидаемого результата не принесла. И даже совсем наоборот: результатом хирургического вмешательства стала сожженная сетчатка. Врачи вынесли вердикт:  зрение потеряно почти на сто процентов.

— Что мы тогда пережили, описать сложно, — вспоминает супруга Надежда Александровна. — Как гром среди ясного неба: Юра больше не видит.

Всегда жизнерадостного Юрия всё чаще стали посещать грустные мысли:  он больше никогда не сможет увидеть свою любимую жену,  детей, родителей, красоту родных мест. Он был добытчиком, а теперь не сможет обеспечивать семью, не сможет помогать родным, а станет  для всех обузой. Все это так  тяготило.

Но семья решила не сдаваться. Панарины обратились в лучшие офтальмологические клиники нашей страны — в Уфе и Москве. Юрий Алексеевич проходил лечение у именитых профессоров в национальном медицинском исследовательском центре глазных болезней имени Гельмгольца. Однако врачи  смогли лишь приостановить ухудшение и посоветовали больше не тратить деньги и время…

Я спросила, что он почувствовал, когда узнал, что теперь никогда не сможет видеть.

— Эта новость стала ударом, — сказал Панарин, — у меня была паника: как люди живут без глаз? Не понимал, как теперь буду самостоятельно двигаться и чем заниматься. Казалось, что отняли всю мою жизнь… Вы закройте на несколько минут глаза, — предложил мне мой собеседник, — и попробуйте что-нибудь сделать.

Я послушно сомкнула веки. И тут же поняла, что полностью беспомощна. Я не смогу самостоятельно сделать простые обыденные вещи, на которые не обращала внимания раньше, — найти дверь, обуться, выйти на улицу. Всё это и многое другое стало невозможным.

Мой герой прервал эту небольшую паузу и тихо сказал:

— Вот так и я — не знал, что делать дальше. В один миг для меня всё отключилось, вокруг неизвестность и пустота. Но мне ничего не оставалось, как свыкнуться с этим и осваивать непривычные для меня условия.  

Тому, кто видит, очень сложно представить мир глазами слепого. Но я понимала своего героя и разделяла его боль. Ведь мою семью тоже коснулась эта беда. Незрячим был мой дядя. Я много раз наблюдала, как он болезненно переживал,  впадал в депрессию и учился жить заново.

Жизнь слепого человека – это, конечно, трагедия, преодоление, серьёзная работа над собой, и без поддержки близких тут не обойтись. Для Юрия Алексеевича главной помощью и буквально вторыми глазами в тот момент стала его жена, которая ни на шаг не отходила и всё время была рядом. Надежда Александровна научила мужа самостоятельно передвигаться, пользоваться микроволновой печью, отвечать на телефон, измерять давление. Ей даже пришлось окончить водительские курсы и сесть за руль, чтобы возить супруга в больницу и к родителям. В этом году они отметили 45-летие совместной жизни.

Так, потихоньку у Юрия Алексеевича начало появляться новое понимание мира, и он начал ориентироваться в нём.

Новый член семьи

В ноябре 2008 года в семье случилось необычное пополнение – лабрадор-ретривер Хаммер.

Однажды Юрий Панарин услышал из телепередачи историю о собаках-проводниках для слепых. Рассказал об этом супруге, и они решили завести такую собаку. Но куда обращаться, чтобы получить её, не знали.  В Краснодаре на врачебно-трудовой экспертнойц комиссии (ВТЭК) Юрий Алексеевич поинтересовался, где и как можно получить питомца. Для него разработали индивидуальную программу реабилитации, в которой содержались рекомендации на обеспечение техсредствами. Таким техсредством была и собака-проводник. С необходимыми документами супруги обратились в наш филиал фонда соцстрахования, написали заявление на собаку и стали ждать своей очереди. 

Думали, что ждать придётся несколько лет, и уже были готовы к этому, но уже через три месяца их пригласили в российскую школу подготовки собак-проводников для инвалидов, которая находится в Подмосковье в Балашихинском районе посёлке Купавна. Не задумываясь отправились в столицу. Им оплатили не только билеты на поезд, но и на проживание в гостинице.  

Поводырём может быть не любое животное. Маленьких щенков сначала выращивают в своих семьях волонтёры, — собака должна быть приучена к дому. В возрасте старше полугода их начинают тренировать в центре, на тренировки уходит ещё около шести месяцев,  потом собака сдаёт экзамен, и если она его проходит, её готовят к передаче инвалиду. Воспитание собаки-поводыря обходится примерно в 400 тысяч рублей.

— На курсах нам объяснили, как правильно ухаживать за собакой, как подавать команды, как передвигаться с ней по улице, — рассказывает Юрий Алексеевич. – Через несколько жней после знакомства собаку переселили к нам в номер, чтобы животное привыкло ко мне, а я к нему.

С добрым и ласковым Хаммером Юрий Панарин с первых дней нашёл общий язык.

— Он сразу облизывать меня стал, радовался, лапы на меня ставил, — вспоминает мужчина. – На занятиях всегда слушался, а когда привезли домой, подружился с котами. Он очень спокойный пёс, его в питомнике окрестили «интеллигентом».

И друг, и помощник

Собака-проводник — большой помощник слабовидящего человека, помогающий ему с безопасностью передвигаться вне дома. Главная задача такой собаки – вести хозяина по дороге и выбирать наиболее безопасную траекторию, предупреждая обо всех препятствиях на пути — будь то столб, забор или светофор. Но если кто-то думает, что собаки-поводыри могут по команде повести куда угодно, это не так. В сопровождении зрячего человека сначала нужно проложить путь до определённого места, который собака запомнит, и в следующий раз уже отведёт хозяина самостоятельно.

Лабрадор  — очень ласковая и добрая собака, но ее содержание очень ответственно.

— Хаммер — словно ребёнок, — говорят супруги, — постоянно требует внимания и ухода. Часто возим его к ветеринару, делаем прививки, даём витамины, следим, чтобы не заболел. А так как эта собака — государственная собственность, мы ежегодно отчитываемся в органы соцзащиты, что она жива и с ней всё в порядке. Ему уже 13 лет скоро будет. Нас предупреждали в питомнике, что такие собаки долго не живут из-за постоянной нагрузки.

Юлий Алексеевич признаётся, что когда супруга отлучается по делам, ему не скучно, рядом всегда есть Хаммер, с которым он гуляет и беседует.

— Он как настоящий друг — внимательно выслушает, никогда не перебивает и не выдаёт секреты, — шутит Юрий Панарин.

С появлением верного друга преобразилась и жизнь нашего героя: появились обязанности ухаживать за собакой, кормить, выгуливать её, в жизни  Юрия Алексеевича стало больше движения. Прогулки на свежем воздухе с Хаммером укрепляют его здоровье и приносят пользу. Часто прибегают соседские дети и играют с собакой. Хаммеру нравятся детские забавы, и хотя он уже пожилой пес, с удовольствием резвится ребятней. И в эти моменты для Юрия Алексеевича темнота отступает, и его мир наполняется радостным смехом, звонкими детскими голосами, светлыми и добрыми эмоциями. Вот бы увидеть своего друга, одним глазком…

Оксана ДРАЧ.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту