Статьи

Рокоссовский кричит: «Не робей, сынок, гони!»

Читательница «Зорь» Алла Константиновна Жигулева, ветеран труда, отличник народного просвещения, написала в рубрику «Мои родные в годы войны» о своих родителях — участниках Великой Отечественной войны.

Война… Тяжелое, страшное время. Наверное, нет на земле ни одной русской семьи, которую не коснулась война. Воевали и мужчины, и женщины. Вот и мои родители встретились на фронте, прошли всю войну, брали Берлин. И, конечно, их воспоминания навсегда сохранились в моем сердце.

Папа, Кронид Иванович Попов, в 1941 году окончил Челябинское военно-авиационное училище. Его боевой путь начался в 1941 году в составе Западного фронта отдельного аэросанного батальона, где он командовал аэровзводом. Он был очень добрым, отзывчивым человеком, хоть и невысокого роста, но солдаты не боялись идти с ним в бой. Все время папа подбадривал своих однополчан. Когда его увидел командир батальона, то шутливо сказал: «Ну, и имечко у тебя! Давай мы будем звать тебя Костик, Котя?».

Здесь с отцом произошло событие, которое запомнилось на всю жизнь. Это было под Москвой. Командир батальона дал важное задание: доставить генерала в штаб. Оказалось, что пришлось везти на аэросанях самого генерала Константина Константиновича Рокоссовского. Папа вспоминал: «Еду, волнуюсь, а тут еще немцы начали обстрел. Генерал кричит: «Не робей, сынок, гони!». Так благополучно и добрались.

С 1942 по 1943 годы в составе второго Гвардейского полка авиации дальнего действия папа совершал боевые вылеты в самое логово врага. Уже в это время авиация дальнего действия бомбила немецкие города, включая Берлин.

С 1943 по 1945 годы в составе Белорусского фронта отец громил фашистов на подступах к Берлину. В боях был тяжело ранен, но, к счастью, выжил, и со своим авиазвеном участвовал во взятии Берлина. Как говорили летчики между собой, они брали Берлин в небе, чтобы не только земля, но и небо над Берлином было нашим.

За проявленные мужество и доблесть в боях против немецко-фашистских оккупантов папа награжден пятью орденами и двенадцатью медалями. Среди них ордена Отечественной войны I, II, III степени, два ордена Красной Звезды, медали «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Именно на Белорусском фронте папа познакомился с молодой связисткой Шурочкой (Александрой Васильевной Ефремовой).

Когда в 1942 году к городу Воронежу подошли немцы, многие студенты ушли на войну. Ушла на фронт и моя мама — студентка второго курса пединститута. Она умела хорошо печатать на машинке и стенографировать. Ее взяли в прокуратуру фронта.

Мама рассказывала, как они просились на передовую, на что им отвечали: «Не спешите, еще навоюетесь!». Так и случилось. Повоевали на передовой и даже брали Берлин. Мама рассказывала, как шли на Берлин, в каком едином порыве все стремились вперед. И вот город взят!

В это время мама была уже Поповой. В марте 1944 года родители заключили брак в городе Добруш Гомельской области. А 15 мая 1945-го в Берлине родилась я. «Прошло всего шесть дней после Победы. Берлин еще весь в огне, гремят взрывы. Переживала, что же будет дальше с моей дочкой?» — рассказывала о своих тревогах мама. У нее тоже есть боевые награды — орден Отечественной войны II степени, медали.

После войны мы семьей переехали на Кубань. Папа служил в органах Министерства внутренних дел, дослужился до подполковника. Мама работала диспетчером на автовокзале. Она ушла из жизни в 1994 году. Папа умер в 2002 году, был похоронен с почестями на северском кладбище.

Все меньше остается тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны. И мы в неоплатном долгу перед ними. Вечная им память и слава!

Фото: семья Жигулевых (из семейного архива)

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту