Статьи

Заставы на дорогах и запрет на переезды: как на Руси боролись с эпидемиями

Карантинные меры принимали и русские монархи несколько веков назад.

Чума, унесшая 75 миллионов жизней, была принесена в западную Европу в конце 1347 года из Крыма. А при Иване Грозном в 16-м веке нарушителей карантина сжигали живьем…

В одной из недавних публикаций мы рассказали об эпидемии чумы 14-го века и как с ней боролись в Венеции. Как и в случае с «чумой 21-го века» — коронавирусом беда в Европу пришла с Востока. Историки установили, что болезнь зародилась где-то в Китае и достигла Европы по Великому Шелковому пути.

Группа археологов, исследовавшая «чумные» захоронения, пришла к выводу, что началось всё с итальянских купцов, которые укрылись от нападения татар, в своей небольшой колонии в Крыму. Среди татар началась чума и, для того чтобы сделать осаждённых более сговорчивыми, они перекидывали через стены трупы, умерших от болезни воинов. Вскоре осада была снята. И итальянские корабли повезли в Европу не только восточные ткани, но и прихватили с собой смертельную болезнь.

Современные ученые считают, что это была смешанная форма чумы, болезнь начиналась как бубонная, но уже на следующий день, переходила в ее смертельную легочную форму. Причиной возникновения, стали блохи и корабельные крысы. К тому времени, как корабли, заходившие в Крым, достигали берегов Европы, среди команды было уже множество больных. В каждом городе, в каждом порту, куда они заходили, через несколько недель, обязательно появлялась чума. Мало кто из заразившихся выздоравливал.

При Иване Калите

Опустошив на треть средневековую Европу, чума в 1352 проникла на Русь. В том году умерло множество людей в Пскове и Новгороде. В следующем году эпидемия разразилась и в других областях Руси. По сказаниям летописцев, большие жертвы были в Чернигове, Смоленске, Суздале, Нижнем Новгороде. Население таких городков, как Белозерск и Глухов, полностью вымерло.

Тогда чума меньше всех затронула именно Москву. Это также способствовало возвышению Москвы и объединению Руси вокруг нее.

А произошло так потому, что московская власть приняла эффективные карантинные меры. Еще Иван Калита повывел из Московской земли татей и разбойников — фактически создал эффективную полицию в своём княжестве. На дорогах, ведущих в Москву, во время «чёрной смерти» были устроены заставы, не пускавшие в город.

При Иване Грозном

Следующая страшная пандемия случилась при Иване Грозном в 1566-1568 годах. О противочумных мерах, устроенных московским правительством во время пандемии сохранились свидетельства историков.

Иван Грозный устроил заставы на всех дорогах и запретил переезды из области в область, из города в город. Меры применялись драконовские. Всякого, кто пытался нарушить карантинный режим, тут же на месте сжигали государевы опричники. Дома, где были обнаружены заболевшие, тотчас заколачивались. Однако все эти меры не оказались эффективными, и в одной Москве, по оценкам историков, умерло до трети населения.

При  Алексее Михайловиче

Чума, нагрянувшая в русскую столицу при царе Алексее Михайловиче, помешала России выиграть удачно начавшуюся войну с Польшей из-за Украины и Белоруссии.

Царь находился тогда на театре военных действий. Он отдал приказание поставить заставы на дорогах, чтобы, прежде всего, уберечь от заразы армию. В столице вместо него начальствовал патриарх Никон, но тот предпочёл удалиться в загородный монастырь. Бежала из Москвы и царица со своим двором. В столице оставались следить за порядком бояре Пронский и Хилков, но они заразились и умерли.

Несмотря на карантин, большинство людей из Москвы разбежались после того, как её покинули власти. В декабре 1654 года царю доложили, что в столице осталось «меньше половины населения против прежнего». В отдельных городах (Тула, Рязань) больше половины жителей умерло. Общее число жертв чумы 1654 года в России оценивается историками в 30-40 тысяч при населении примерно 4-5 миллионов.

При Екатерине Великой

Чума 1771 года была принесена в Москву (столицей тогда был Санкт Петербург) с театра войны с Турцией. Власти несколько месяцев скрывали истинное положение дел и приказывали объявлять, что речь идёт только о «заразительной горячке», как тогда называли грипп. Военного медика Шафонского, доложившего начальству о чуме, подвергли наказанию.

Как всегда в таких случаях, когда грянул гром, первыми испугались сами власти. Из Москвы спешно выехал губернатор Салтыков, за ним помчались прочие знатные лица. «Устав о карантинных мерах», всего за год до того утверждённый Екатериной II, остался мёртвой буквой.

В Москве, покинутой властями на произвол судьбы, вспыхнул Чумной бунт. В тёмном народе распространились слухи, что «дохтура-немцы» нарочно заражают людей. Народ начал громить больницы и монастыри.

Восставшие разгромили Чудов монастырь в Кремле. А на другой день взяли приступом Донской монастырь, где находился архиепископ московский Амвросий. Он, как просвещённый человек, попытался ограничить распространение чумы, закрыв церковь, где народ целовал во спасение от моровой язвы «чудотворную» икону Богородицы. «Грабят Богородицу!» — раздался вопль в народе. Архиепископа (причисленного ныне к лику святых) растерзала толпа.

Порядок был наведён только генерал-поручиком Еропкиным, который отдал приказ солдатам стрелять в мятежную толпу. Через неделю после бунта в Москву приехал любимец Екатерины II граф Григорий Орлов и восстановил спокойствие.

В начале 1772 года эпидемия пошла на спад. По документам, от чумы умерло 56 907 жителей столицы. Всё население Москвы в тот период составляло менее 200 тысяч.

По материалам из интернета подготовила Екатерина Кузнецова.

иллюстрация: Чумной бунт 1771 г., убийство Амвросия.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту