Наш район / Общество

Иван Салтовец: Берегите народную музыку!

Многие музыкальные коллективы Кубани обогатил своим творчеством, талантом и опытом Иван Салтовец.  В этом году он отметил 70-летие.

Этот материал родился благодаря недавней встрече редактора газеты «Зори» Ольги Бондаренко с заслуженным работником культуры Российской Федерации Иваном Николаевичем Салтовцом. Он не просто виртуозный баянист, а человек, воспитавший не одно поколение музыкантов-народников. Вот уже почти 40 лет Иван Николаевич руководит ансамблем «Родные напевы» в станице Северской.

Три заслуженных на одно село

Иван Николаевич, почему баян? Когда вы приобщились к музыке?

– Я родом с Кубани, из простого села Екатериновка Щербиновского района. Баян был тогда, пожалуй, самым распространённым музыкальным инструментом в селе. Кроме того, оба мои дяди профессионально играли на баяне. Очень хорошо играл мой крёстный. Папа никогда не учился музыке, но обладал хорошим слухом и подбирал мелодии на баяне. Поэтому я с детства  мечтал играть именно на этом инструменте. Но у нас не было музыкальной школы, и с 12 лет папа определил меня на частные уроки к Георгию Львовичу Фёдорову – талантливому музыканту, который привил культуру всему нашему селу. Через полтора года я уже работал вторым баянистом в сельском клубе колхоза имени Тараса Шевченко. Первым был Георгий Львович.

Салтовец Иван Николаевич в 1988 году награждён почётным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу».

В 1994 году удостоен  звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Почётный житель станицы Северской и села Екатериновка.

– Ничего себе, в тринадцать лет! А школа?

– Параллельно учился в школе. Порой приходилось вставать в пять утра и выезжать с агитбригадой в поле или на ферму. А к восьми  бежать в школу на уроки.

Кстати, в нашем селе выросли три заслуженных работника культуры РФ: я, Василий Александрович Семихатский, много лет проработавший в министерстве культуры нашего края, и Владимир Лужбин, с которым я жил на одной улице, он окончил высшее военное училище и создавал концертные группы в воинских частях.

Салтовец Иван Николаевич в 1988 году награждён почётным знаком Министерства культуры СССР «За отличную работу».

В 1994 году удостоен  звания «Заслуженный работник культуры Российской Федерации».

Почётный житель станицы Северской и села Екатериновка.

Вы окончили музыкальное училище?

– Да, в 1965 году я поступил в Краснодарское музыкальное училище имени Римского-Корсакова по классу баяна. Помню своих преподавателей – известных краснодарских музыкантов: по баяну – Александр Васильевич Дудник (ныне профессор, заслуженный деятель искусств РФ), по дирижированию – Юрий Николаевич Лаптинов (впоследствии доцент  Краснодарского государственного университета культуры и искусств, заслуженный работник культуры РФ). А в 1969 году я поступил в Одесскую государственную консерваторию имени Антонины Неждановой. В этой консерватории учились многие выдающиеся люди, такие как, например, знаменитый скрипач Давид Ойстрах.

Моя учёба у Фёдорова, в училище и консерватории – это незабываемая школа, прекраснейшие учителя, многие, как говорится, старой закалки, но настоящие профессионалы. Они воспитывают поколения грамотными, добросердечными, патриотичными, преданными своему делу и Родине людьми.

Фёдоров Георгий Львович – одарённый музыкант, скрипач, баянист, пианист. При сельском клубе создал детский оркестр народных инструментов, необычность которого была в составе – итальянские мандолины и гитары. Участники оркестра при игре пользовались нотно-цифровой системой, созданной руководителем. Как преподаватель Фёдоров сформировал свою систему обучения, в которую было внесено много интересных моментов теории музыки, физических свойств звука, а также свою систему оценивания результата освоения учащимися знаний и навыков.

Где началась ваша творческая карьера?

– В 1969 году я пришёл в детскую музыкальную школу станицы Старощербиновской педагогом по классу баяна. Но вскоре меня призвали в армию.

Служили, наверное, в каком-то музыкальном батальоне?

– А вот и нет, в авиации – оператором системы посадки. Но там не скучал. Сначала в «учебке», в Красноярском крае, мы с выпускником Таганрогского музыкального училища баянистом Олегом Зубцовым  создали дуэт,  выступали на многих ответственных армейских концертах и культурно-досуговых мероприятиях. А потом, когда служил в военной части в городе Черняховске Калининградской области, организовал и впоследствии возглавил известный в округе женский вокальный ансамбль телефонисток нашего дивизиона.

Женский ансамбль телефонисток. Первый раз о таком слышу. После службы вернулись в Старощербиновскую?

– Да, в 1971-м серьёзно начал заниматься с детьми. Был преподавателем по классу баяна и руководил оркестром народных инструментов преподавателей  музыкальной школы, совмещая работу в школе с должностью музыкального руководителя народного коллектива — вокально-хореографического ансамбля «Романтики» в районном доме культуры станицы Старощербиновской.

Как всё успевали? Вы ведь ещё и в консерватории учились?

– Да, учил программу по классу баяна, выполнял контрольные и экзаменационные задания по гармонии, анализу музыкальных форм и так далее. Я был молодой, энергичный, целеустремлённый и безумно влюблённый в музыку и в свою профессию. Это, думаю, мною двигало. Работа была круглые сутки, но мне это только нравилось.

Вы уже были женаты?

– Я женился сразу после армии. Буквально через три месяца, как  прибыл домой, отправился в военкомат становиться на учёт и потом в военной форме пришёл в музыкальную школу. Таня работала там преподавателем по классу фортепиано. Познакомились, стали встречаться и уже на третьи сутки знакомства решили пожениться. Татьяна Николаевна Салтовец 42 года проработала преподавателем по классу фортепиано, она тоже окончила музыкальное училище в Краснодаре, её ученики принимали участие в краевых конкурсах.

А дети не пошли по вашим стопам?

– Нет, сын Валентин, хоть и учился в музыкальной школе и в музыкальном училище, работает на телевидении в Москве, дочь Юлия живёт в Испании, работает в народном университете (что-то похожее на нашу соцзащиту).

Иван Николаевич, вы уже много лет живёте в Северской, на родину не тянет?

– Я уважаю станицу Северскую, но очень люблю свою родную Екатериновку. Несколько раз мы давали там концерты на юбилее села.

«Ты нужен здесь!»

А как оказались в станице Северской?

– В 1975 году Александр Дудник пригласил меня в Краснодар. Сказал: «Ты нужен здесь, в центре событий культуры и искусства!». Но так как в городе было сложно с жильём, мы приехали сюда, в Северскую. Я начал работать преподавателем по классу баяна (аккордеона) в Краснодарском культурно-просветительном училище (ныне Краснодарский краевой колледж культуры) и параллельно был баянистом в районном Доме культуры.

«Родные напевы» на Всесоюзном телевизионном конкурсе
«Товарищ песня». 1985 г. Солирует Любовь Голлоева

Вы играли в ансамбле народных инструментов «Зори Кубани» Краснодарского государственного института культуры. Как туда попали?

– Мне повезло, Александр Васильевич пригласил меня в этот ансамбль  баянистом. В этом коллективе я играл с такими известными на Кубани музыкантами, как Валерий Зажигин, Владимир Урбанович, Григорий Карасиков, Александр Заболотный, Станислав Агарков, Евгений Хлевной. Ансамбль выступал во многих городах и сёлах Краснодарского края. От филармонии по линии краевой организации ВЛКСМ принимал участие в акциях – «Комсомол Кубани – морякам Черноморского флота», «Комсомол Кубани – Нечерноземью». Игра в ансамбле с такими маститыми музыкантами позволила мне накопить бесценный музыкантский и организационный опыт, необходимый для будущей руководящей работы.

Иван Николаевич, почти 20 лет вы возглавляли северскую детскую школу искусств, что можете сказать об этой работе?

– Да, я был директором с 1981 по 2000 год, за это время мы открыли филиалы школы в станице Азовской, в сёлах Львовском, Михайловском и в посёлке Ильском. Ильский филиал впоследствии получил статус детской школы искусств.

Это был мой любимый, сплочённый коллектив музыкантов-профессионалов, которые повлияли в общем на культуру станицы Северской, да и, пожалуй, всего района. Многие выпускники, окончив высшие учебные заведения, вернулись в школу педагогами. Большинство музыкантов в северском духовом оркестре – выпускники школы.

«Люди ждали наших выступлений»

И ещё одна важная веха в вашей жизни – ансамбль «Родные напевы», бессменным руководителем которого вы являетесь уже 38 лет. Ансамбль гремел в советское время…

– «Родные напевы» был создан в 1982 году на базе северской музыкальной школы. Позже стал штатным коллективом Северского РДК, получив в 1988 году звание «Народный коллектив».

Первыми музыкантами ансамбля стали преподаватели Краснодарского краевого колледжа культуры, северской и афипской детских школ искусств. Тогда, конечно, ни я, ни участники ансамбля не подозревали, какие успехи  нас ожидают. Уже через три года, в 1985-м, ансамбль стал лауреатом Всесоюзного фестиваля творческих коллективов, посвящённого 40-летию Великой Победы. За эту победу коллектив наградили поездкой в ФРГ, Данию, Англию, Францию. Лауреатом всесоюзного фестиваля коллектив стал и в 1987 году.

Ансамбль «Родные напевы». Слева направо: Игорь Добряков, Татьяна Гожая, Инна Исаева, Николай Тортопиди, Ольга Мартынова, Сергей Салтовец, Любовь Голлоева, Иван Салтовец, Роман Пресняков.
В центре — Людмила Морозова

А в 1994-м мы завоевали звание лауреата международного фольклорного фестиваля «Краков – 94» в Польше.

Ансамбль продолжает работу, и, замечу, успехи не покидают его. В ноябре 2019 года на фестивале «Душа баяна – душа России», который проходил в нашем крае, ансамбль завоевал звание лауреата первой степени. Благодаря этому фестивалю, который организовал известный баянист, руководитель дуэта «Микс» Сергей Войтенко, по всей стране активизируется исполнительство на баяне и аккордеоне.

Чем хорош фестиваль – здесь нет возрастных ограничений. Я видел, как горят глаза у детей, когда они смотрят на профессионалов. Это люди, которые выполняют трудную и нелёгкую задачу возродить массовую культуру исполнительства на нашем родном музыкальном инструменте.

Не могу не назвать музыкантов нашего коллектива, которые, не жалея сил и времени, оставляя семейные дела, активно работают над собой в исполнительском плане, приезжают на репетиции из Афипского, Краснодара. Это домристы Людмила Морозова, Инна Исаева, Татьяна Гожая, балалаечник Роман Пресняков, балалаечник-контрабасист Сергей Салтовец — мой брат, ударник Игорь Добряков, гармонист Андрей Жерихин, солисты Любовь Голлоева и Николай Тортопиди.

«Родные напевы» выступают на родине Ивана Салтовца — в селе Екатериновка Щербиновского района — на 110-летнем юбилее села. Солирует Николай Тортопиди

Известные баянисты Северского района: братья Коваль из хутора Стефановского играли в Кубанском казачьем хоре ещё в 40-50-е годы прошлого века; Владимир Мышкин — играл в «Трио уральских баянистов», у нас руководил инструментальным трио баянистов  при хоре народной песни «Нива» известного кубанского музыканта Ильи Петрусенко. Выдающиеся баянисты нашего района сегодня: Иван Салтовец, Николай Тортопиди, Станислав Сулейманов, Андрей Жерихин, Николай Головня.

В 2000 году вы возглавили Краснодарский краевой колледж культуры, руководили которым 15 лет. Параллельно вели педагогическую и творческую деятельность. Какие особенные моменты запомнились?

– У нас был очень опытный творческий коллектив, целеустремлённые студенты. Мы проводили много различных мероприятий, подтверждающих профессионализм как педагогов, так и студентов. Это участие в юбилеях станиц, в различных фестивалях. Люди ждали наших выступлений в День Победы. Было приятно слышать, когда на сцене выступали наши студенты, а в зрительном зале  женщины, у которых эти девчонки снимали комнаты,  с гордостью говорили: «Моя танцует!» или «А эта — моя!»

Многие студенты стали настоящими профессионалами. Выпускник преподавателя краснодарского краевого колледжа культуры, заслуженного работника культуры Кубани Григория Галая Николай Колчевский работает в краснодарской филармонии, а его ученица Виктория Мельничук — в Кубанском казачьем хоре.

Вообще, у нас хорошие вокалисты и танцоры. В каждом районе края работают наши студенты. И, конечно, я рад, что и сейчас колледж не теряет своих позиций.

А кого-то из своих учеников можете выделить? Их, наверное, много было?

– Моя педагогическая деятельность была не столь обширной, учеников было немного, так как параллельно шла административная работа. И всё же некоторые мои ученики работают в сфере культуры — преподавателями ДШИ, концертмейстерами в домах культуры. К примеру, Алексей Латоха, Амалия Ованесова. Николай Николаев работал начальником управления культуры Крымского района, Семён Демиденко — одарённый музыкант, окончил консерваторию Краснодарского государственного университета культуры. Он играет на электронном баяне, работает на престижных мероприятиях, корпоративных вечерах, сотрудничая со многими известными певцами и музыкантами.

А мой первый ученик – мой брат Сергей, которого я в своё время подготовил для поступления в краснодарское музыкальное училище. Много лет он работал в северской  музыкальной школе, сейчас преподаёт в Краснодаре в детской школе искусств №3, многие годы заведует отделением народных инструментов. Под его руководством оркестр народных инструментов занимает призовые места на краевых конкурсах.

Кого из соратников хотели бы отметить?

– Хочется назвать имена педагогов-баянистов, посвятивших свою жизнь обучению и воспитанию будущих музыкантов любителей и профессионалов. Это Игорь Сергеевич Добряков, Пётр Николаевич Пилипенко, Ольга Ивановна Винник, Галина Григорьевна Пелихова.

Значимый вклад в развитие балалайки и домры в нашем районе внесли педагоги Инна Николаевна Исаева, Людмила Ивановна Морозова, Татьяна Алексеевна Гожая.

Особо хочу отметить безвременно ушедшего Виктора Фёдоровича Редкобородова, педагога — баяниста и балалаечника.

Баян – это наша традиция

Иван Николаевич, есть мнение, что уходят русские традиции, культура. Как вы считаете, такая проблема существует?

– Сегодня баян считается мало востребованным инструментом для обучения. Уже не так часто родители отдают своих детей учиться в музыкальную школу по классу баяна. А ведь мало кто задумывается, что баян – это русский музыкальный инструмент, это наша история, которую мы, увы, всё больше забываем.

Когда я работал директором музыкальной школы, у меня было семь преподавателей-баянистов, а сейчас – только один. Я рад, что у нас есть хотя бы по одному баянисту в каждом поселении района. В других районах их вообще нет. Представляете!

Баян – русский традиционный инструмент.

Это ручная гармоника хроматического типа, иногда его ещё называют мини-орган — из-за своего могучего звучания. Своё название инструмент получил благодаря древнерусскому сказителю Бояну, он упоминается в летописях, например в «Повести временных лет». С конца XIX века стали появляться диатонические гармоники, позже тульский мастер Николай Белобородов сконструировал хроматический инструмент, который назвали баяном.

Сама среда сейчас воспитывает в другом ключе. Заметьте, телевидение не пропагандирует народные инструменты, раньше работал просветительский отдел народного творчества на ТВ, ныне он закрыт. Осталась только программа «Играй, гармонь!».

Жаль, что сегодня баян не пропагандируется. А так не должно быть, ведь баян – это наша традиция. Признаюсь, моя боль в том, что утрачивается народная музыка, русская культура. Нам нужны учителя, педагоги, детей нужно учить народной музыке и об этом надо думать…

Надо брать пример с наших народов Кавказа, где очень ценится своё, родное, искусство. Например, кавказская гармошка и другие инструменты, через которые они выражают свою душу. Я призываю родителей, дедушек и бабушек воспитывать подрастающее поколение в наших русских традициях. Иначе мы растеряем всё лучшее российское.

фото А. Вискушенко и из семейного архива И. Салтовца

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту