Правительство РФ приняло хорошее решение о социальной поддержке инвалидов. Но вот механизм получения этой помощи в части бесплатного обеспечения лекарственными препаратами и санаторными путевками был разработан таким образом, что получить эту помощь весьма непросто. Вот и мучается народ. И на сегодня, судя по нашему Северскому району, большая часть инвалидов от получения лекарств отказалась.
Так из более десяти тысяч инвалидов, медикаменты получают около трех. И каждый год эта цифра уменьшается. Соответственно уменьшается и сумма средств, выделяемая району на лекарства, а значит, усложняется и их приобретение. Как результат в конце года и в начале, в течение двух-трех месяцев с медикаментами сложности, а некоторых практически нет.
Почему же инвалиды отказываются от получения медпрепаратов и санаторных путевок? А потому, что схемы получения этой помощи разработаны таким образом, что простым людям постичь их невозможно.
К примеру, чтобы выписать лекарство, надо заблаговременно записаться к врачу, а затем два-три часа просидеть у него под дверью. Но врач может направить вас еще и сдавать анализы. Значит, на следующий день надо чуть свет снова бежать в поликлинику и толкаться в очередях, а через пару дней с результатами анализов опять к врачу. И хорошо еще, если необходимое вам лекарство есть, и врач оформит его. Тогда идешь в кабинет мониторинга и сдаешь документы на оформление. Но если цена лекарства превышает установленную норму, что случается почти всегда, то документы должна утвердить врачебная комиссия, а это еще день. И только после этого можно идти в аптеку.
Вот и получается, что на оформление лекарства у инвалида уходит два-три дня напряга и нервотрепки. И подобное приходится проделывать раз в месяц, а то и два раза, если надо обращаться еще и к другому врачу по поводу сопутствующих заболеваний, что у инвалидов сплошь и рядом.
Это одна сторона медали, но есть и другая. В нашем районе для оформления лекарств в минувшем году обращались 2898 человек. Если каждому уделить хотя бы 15-20 минут, то на это у медиков уходит более 500 часов в месяц. Причем это чисто формальная, «бумажная» работа, потому что месяцами, а то и годами инвалиды выписывают одни и те же препараты.
Но и это не все. Ёще более накручена процедура оформления заявки на санаторную путевку и её получение. Чтобы подать заявку, надо побывать у врача, сдать все анализы, ЭКГ, флюорографию, снова пойти к врачу уже с результатами, заполнить заявку и получить на неё подписи, кроме участкового врача, еще троих руководителей поликлиники, что с одного захода редко получается. На все это уходит практически неделя.
Но вот вас поставили в очередь на путевку, однако заявка действительна всего шесть месяцев, хотя очередь тянется до полутора лет. Поэтому через полгода снова несколько дней нервотрепки. Если же не успел вовремя заменить заявку, с очереди могут и снять.
Когда дождался путевки, надо оформлять медсправку для санатория, а значит все по-новому: анализы, врачи, сбор подписей, печатей и везде очереди и нервотрепка как для инвалидов, так и для медработников.
Сегодня в Северском районе, да и в стране, недостаёт врачей, лаборантов, но при этом тысячи часов их драгоценного времени заняты бездарно и без пользы для дела. И мы никогда не избавимся от очередей и не перестанем «кошмарить» инвалидов, пока эта схема будет существовать. Хотя сделать надо самую малость – уменьшить бюрократическую составляющую этой процедуры:
ПЕРВОЕ. Заявку на санаторную путевку, подписанную одним врачом и заполненную с медкарты пациента, надо сделать действительной на все время нахождения инвалида в очереди, чтобы только при получении путевки и для заполнения медсправки для санатория инвалиду надо было проходить осмотр, сдавать анализы и собирать дополнительные подписи и печати.
ВТОРОЕ. Для инвалидов, пользующихся одними и теми же лекарствами, предусмотреть рецепт многоразового пользования не менее чем на три месяца или выдать им электронные карточки, позволяющие самостоятельно получать рекомендованные лекарства. Обращаться к врачу или нет в этот период, инвалид будет определять сам.
В. Михайлов.