Новости

«Люди мира, будьте зорче втрое…»

Месяц назад мы отметили 70-летие Великой Победы. Давно отгремели бои, и Москва салютовала народу-победителю. Фашистские штандарты были брошены на Красной площади возле наших святынь… Да, сегодня снова на душе тревога. «Пороховые сороковые» вновь встают передо мною. Ничего не забывается. И разве забудешь зло, беды и страдания, что принёс фашизм народам земли?

За свою жизнь мне удалось побывать во многих городах и весях родной страны, в том числе и в городах-героях. Не случилось пока склонить голову перед Брестом, Минском и Смоленском.

Первым послевоенным городом я увидела Москву, когда летом 1947 года оказалась на Всесоюзном параде физкультурников. Страна наша вставала на ноги после кровопролитной войны. Юные спортсмены, собравшиеся в столице из всех республик Советского Союза, показали миру: не погибла молодость, молодость жива.

Следы вражеского нашествия были видны повсюду: заклеенные окна домов, пробоины от снарядов и мин, бесчисленные разрушения… На всю жизнь мне, девятикласснице,  запомнилось: на улицах много раненых, безногих, безруких калек. Не забываются эти солдаты, спасшие нас от фашизма. Понимаешь, какою ценой завоёвано счастье.

О том же думалось и в городе на Неве. Шёл 1957 год. Ленинград стал моей судьбой. Впервые я оказалась здесь вместе с учениками. Во время весенних каникул мы заработали денег на разгрузке вагонов и оказались в этом «чистейшем городе в мире». К своему 250-летнему юбилею город-герой вновь поднялся «из тьмы лесов и топи блат». Гитлеровцы хотели стереть северную столицу с лица земли — да просчитались.

Мы стояли перед Медным всадником скульптора Фальконе, вспоминая пушкинские строки «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия»… Пережить блокадному бастиону пришлось немало. Об этом узнали от жителей-блокадников, на Пискаревском кладбище и из стихов ленинградской поэтессы Ольги Бергольц:

Тяжело идти среди сугробов:

Спотыкаешься, едва бредёшь.

Встретишь гроб — не разминуться с гробом.

Стиснешь зубы — и перешагнёшь.

Друг мой, друг, и я, как ты, встречала

Сотни их, ползущих по снегам.

Я, как ты, через гробы шагала…

Память вечная таким шагам.

Не об этом ли писала в своём письме-записке и ленинградская девочка Таня Савичева: «Умерли все… Осталась я… Таня»?

В городе Пушкине (бывшем Царском Селе) экскурсовод рассказал нам, как враг, удирая из пушкинских мест, оставил после себя руины. Ни одного уцелевшего дома, Екатерининский дворец осквернён, загажен. В нижних этажах устроены стойла для лошадей.

Вот и легендарный Севастополь держался стойко всегда и сегодня тоже стоит, как крепость. О нём я узнала ещё восьмиклассницей в 1946 году, когда читала поэму Маргариты Алигер «Зоя».

Севастополь! Ну как рассказать мне о нём?

На светящемся гребне девятого вала?

Он причалил сюда боевым кораблём,

Этот город, которого ты не видала.

И всё-таки мне посчастливилось там побывать, и не раз. Мы бродили по его широким проспектам, носящим имена адмиралов Нахимова, Корнилова и других героев. Отдыхали в парках, слушали концерты и незабываемый «Севастопольский вальс». Посетив героические мемориалы «Диараму» и «Панораму», мы покидали этот удивительный город Славы с чувством гордости за севастопольцев и за Россию.

Давным-давно, путешествуя с мужем по Волге, заезжали в несломлённый, непокорённый Сталинград. Поднимались на Мамаев курган, посещали дом Павлова, в молчании слушали правду о великом подвиге советского народа.

Вот уже более четверти века, как мы обрели вторую малую родину, оказавшись в посёлке Мирном Северского района. В августе 2004 года вместе с мирненскими школьниками я побывала в городе-герое Новороссийске, доме-музее Николая Островского и на Малой земле. В 1935 году писатель предупреждал: «Угроза войны чёрным вороном носится над миром… Душно в Европе. Пахнет кровью. Мир лихорадочно вооружается». Там, на Малой земле,  подтверждение этим словам — высеченные на граните строки: «Семь месяцев длилась героическая эпопея на клочке земли площадью в 24 кв.км. Новороссийск. 1943…». На всю жизнь запомнились слова: «Тот, кто попадал на Малую землю, становился героем, трусы там не могли бы существовать. Горела земля, дымились камни, плавился металл, рушился бетон, но люди, верные своей клятве, стояли насмерть».

Сегодня снова на земле полыхают пожарища. Героически держится юго-восток Украины. И снова обесценивается жизнь, умирают невинные люди, рушатся дома, погибает природа. Почему забывается прошлое, а фашизм вновь поднимает голову?

Вспомните все «Бухенвальдский набат» Вано Мурадели:

Звон плывёт, плывёт над всей землёю,

И гудит взволнованно эфир:

Люди мира, будьте зорче втрое,

Берегите, берегите мир!

Генриетта ОНОСОВА.

пос. Мирный.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.