Новости

На таких людях держался тыл

Здравствуйте, уважаемые работники газеты «Зори»! Хочу выразить вам благодарность за публикацию моей статьи о бывшем военфельдшере из станицы Григорьевской Мише Козаченко. Я радуюсь, что выполнила свой долг перед его памятью, рассказав о нём. Тем более что боялась не успеть: уже очень плохо со здоровьем стало…

Я подумала, а не рассказать ли мне ещё о Мишиной маме, моей бабушке Матрёне Титовне Козаченко. Уж очень непростой была её жизнь, а поведать об этом, кроме меня, некому.

В семье бабушки было шестеро детей — три сына и три дочери. Отец семейства Тит Мельников служил сельским писарем, но почему-то считал, что девочкам грамота ни к чему, и в школу дочек не пускал: им, мол, хватает работы и дома. Сыновья же ходили в школу только затем, чтобы научиться читать и писать. Главное, по мнению отца, «чтобы умели хорошо робыть».

Вот бабушка и умела «хорошо робыть». Вышла замуж, родились дети, стали строить свой дом, да не успели достроить — в 1933 году случился неурожай и голод, началась коллективизация. Муж бабушки умер, оставив её с пятью малыми детьми. Некоторые умерли маленькими, а моя мама от болезни в 1942 году. Остались двое — Миша и Люба (я о них писала), да внучка Валентина — я. Иногда бабушка, рассердившись, ругалась на меня: «Нахаба на мою голову!»

Папа был на войне, служил во власовской армии. Генерал сдал армию немцам, и отец оказался в плену. Когда кончилась война, он отбывал в плену десять лет.

Миша погиб, из пятерых детей бабушки осталась одна Люба, у неё-то и пришлось доживать бабушке. Да ещё я в придачу. Хорошо, что пенсию за Мишу платили, а то колхозной пенсии в то время не было.

Надо сказать, что в колхозе бабушка всегда была ударницей, даже имела медаль «За доблестный труд». Она была из тех женщин, о которых Некрасов писал: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт». Дрова заготовить, сена накосить — всё на ней было.

Недавно сын свозил меня на кладбище в Григорьевскую почтить память родных. Я давно не бывала там из-за болезни, и в этот раз не узнала родную станицу (когда мы уехали, там ещё и электричества не было). Я от души порадовалась за своих земляков: и свет, и газ, и дома новые, красивые — всё изменилось к лучшему.

А люди у нас в Григорьевской всегда были добрые и приветливые, душевные. Если кто помнит по детству Валю Рыбакову — откликнитесь! Я всех вас помню, и, как поётся в песне, «часто снится мне деревня» и наше послевоенное детство. Поэтому и хочется верить в лучшее будущее для наших детей и внуков…

Прошу читателей газеты не судить меня за то, что рассказываю о своей бабушке. Ведь сколько у нас на родине людей, о которых стоило бы рассказать. Да, они не воевали с немцами, не гибли на фронтах, но на них держался наш тыл, малые дети. Вечная память им от нас, живых!

Валентина Александровна Коваленко.

ст. Смоленская.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.