Оксана Николаевна Коротченко – педагог строгий и к своему предмету требует самого серьёзного отношения. Что, конечно, не отменяет её любви к детям. А те отвечают своей учительнице физкультуры взаимностью.
В том, что ученики действительно любят Оксану Николаевну, мне довелось убедиться лично. Едва она переступила порог спорткомплекса 44-й школы, где проходят её уроки и куда мы пришли для интервью, ребята устремились к ней навстречу, обступили, а кто подошёл первым – даже успел обнять. После короткого обмена приветствиями она дала им распоряжения относительно следующего занятия. Тон – хоть и доброжелательный, но строгий, внушающий авторитет. Такой, наверное, и должен быть у прирождённого наставника.
«Некоторые родители говорят, что у меня слишком громкий голос, – смеётся Оксана Николаевна. – А как иначе, если работаешь в большом спортзале?».
Спортзал в СОШ №44 действительно впечатляет размерами, здесь до трёх классов может разместиться. Работать в таком – мечта любого физрука. Особенно если есть с чем сравнивать: когда Оксана Коротченко только пришла в родную школу молодым педагогом, помещение для уроков физкультуры было втрое меньше. Уж 30 лет минуло, как она здесь…
– Вы начинали свой путь в профессии в трудные девяностые. Как вам тогда жилось, работалось?
– В те годы одна за другой на свет появились мои дочери. Да, задерживали «декретные», дорого стоило детское питание, но всё это было преодолимо. И в профессии я не разочаровалась. Ни тогда, ни позднее не жалела, что пришла работать в школу.
– Не буду спрашивать, почему вы решили стать педагогом, ведь это очевидно: у вас династия. Расскажите-ка лучше о ней.
– Мои родители познакомились в Узбекистане, в городе Термезе, куда получили распределение после вузов. Через год после моего рождения они вернулись на Кубань, так как мне не подходил тамошний климат. Мама Галина Сергеевна Заброда – учитель математики, в школе №44 работала с 1978 по 2017 годы, заслуженный учитель Кубани. Папа Николай Иванович Заброда – учитель физической культуры, тоже какое-то время работал в 44-й, а потом ушёл в ДЮСШ, где был тренером по вольной борьбе. Нашу педагогическую династию продолжает и моя младшая дочь, Вероника Коротченко. Она – тренер по спортивной акробатике в северской спортивной школе.
– У вас был выбор между математикой и физкультурой. Почему решили пойти всё же по отцовским стопам?
– Всё просто: папа приходил с работы и отправлялся на рыбалку или за грибами, а мама возвращалась из школы и садилась за тетрадки. Бывало, до двух часов ночи их проверяла. Моя учительница по математике Людмила Прокофьевна Николаева была уверена, что я пойду после школы на математический факультет, так как её предмет мне давался легко, всегда пятёрки были. Она, конечно, очень удивилась моему выбору. А для меня он был очевиден.
– Но ведь нередко считают, что математика важнее физкультуры. Не сталкивались с тем, что ваш предмет воспринимают как второстепенный?
– Физкультура в школе – такой же основной предмет, как и математика! Для нас это правило незыблемо, и я считаю, благодаря этому мы с учениками добиваемся успехов. Ни я, ни моя коллега и бывшая ученица Екатерина Сергеевна Спирякова ни за что не уступим урочное время и не отпустим детей с физкультуры для каких-то других занятий. Вот закончится урок – пожалуйста! Разве что накануне экзаменов или краевой контрольной разрешу другому педагогу забрать детей позаниматься. Других исключений не делаю.
– А для учеников? Не всем же по плечу физнагрузки. Есть для таких ребят послабления?
– У нас стопроцентная посещаемость, и на уроках все дети без исключения работают. Освобождённые от физкультуры всё равно приносят форму. Они могут просто ходить кругами по залу, тренируя правильное дыхание, или кидать мяч в кольцо. А зачем протирать штаны на скамейке? На случай если вообще противопоказано активно двигаться, у нас есть учебники по физической культуре – выбирай любой параграф и изучай, в конце урока ответишь на вопросы. Просто так я не поставлю оценку никому.
– Вообще трудно с ними, с современными детьми?
– В августе было ровно 30 лет, как я в школе, и могу точно сказать, что индивидуумы, не пробиваемые в плане учёбы и дисциплины, встречаются во все времена. Но таких единицы. В основном же дети – классные! Просто к некоторым нужно найти подход, лазейку. Даже если ребёнок не выполнит задание на уроке, я не буду ставить ему двойку, ведь так можно вообще отбить охоту заниматься физкультурой. И «три» я не поставлю, если вижу, что ребёнок способен на большее. Просто говорю: «Иди занимайся, пока на пятёрку не сдашь». Пусть это займёт время, зато у ребёнка появляется цель, и он даже дома будет тренироваться, чтобы улучшить свой результат.
– Чем ещё их мотивируете? Дети ведь сейчас более искушённые, чем мы в их возрасте, их сложнее заинтересовать.
– А я просто привожу к ним на урок старших учеников, натягиваем сетку, ставим ворота, и они буквально минут пять-десять демонстрируют, чему научились на моих уроках. И вот мои малявки смотрят, как эти двухметровые «дядьки» нападают, пасуют, выпрыгивают – и уже рты раскрыли: «Мы тоже так хотим!», «Когда приходить на занятия?». Иногда показываю фотографии своих бывших учеников, которые добились успехов. Среди них есть мастера спорта, чемпионы, члены краевых и всероссийских сборных. Это тоже всегда мотивирует детей.
– Вы строги с ними?
– Очень! Они знают, что на ушах стоять я на своих уроках не позволю. Но это не мешает им любить физкультуру. Факультативные занятия – по волейболу, гандболу, баскетболу, «весёлые старты» – ученики посещают тоже очень охотно. И по всем видам мы с ними неизменно занимаем призовые места на Всекубанской спартакиаде школьников и других соревнованиях.
Много времени провожу с детьми вне школы: экскурсии, походы, рыбалка… А с начальными классами у нас есть традиция: на самом первом уроке я даю им задание нарисовать рисунок на тему спорта – любой сюжет, что захотят. Эти листочки я потом сохраняю. А в девятом классе раздаю детям, и надо видеть их лица – ухахатываются: неужели это мы нарисовали!..
У меня за все годы в школе было четыре классных руководства, в одном выпуске ребята меня вообще мамой называли, до сих с Днём матери поздравляют. Привязываешься к детям, а потом так тяжело расставаться…
– Когда чувствуете максимальное удовлетворение от работы?
– Когда мои ученики занимают первое место. Я с детства победительница, совершенно не умею проигрывать. Если дети не становятся призёрами, я расстраиваюсь и переживаю больше, чем они. А самый кайф для меня – это их победы. Даже слёзы радости появляются. Понимаешь, что не зря работаешь в школе.
Вообще, по-моему, лучше профессии, чем учитель, не бывает. Почему? Это же как вечная молодость!
Анастасия Ложкина