О жизненном пути и о том, что непосредственно сделал для Северского района Анатолий Иванович Нечипоренко мы и хотим рассказать.
Родился он в 1935 году на Украине в одном из сел Винницкой области в семье военного. В 1940 году после присоединения западных областей Украины и Белоруссии к СССР отца направили служить на так называемый Белостокский выступ, а всем офицерам порекомендовали взять с собой и семьи, хотя «запах войны» уже витал в воздухе.
— Жили мы тогда в городе Белостоке, — вспоминает Анатолий Иванович. — Помню 22 июня 1941 года, когда нас разбудили шум мотоцикла и стук в дверь. Прибывший сержант сказал: «Собирайтесь, война! Я отвезу вас на вокзал. С собой ничего не брать!».
Мне было шесть лет, а брату — месяц. Мама собрала пеленки, распашонки, а я взял подушку. Мы сели в мотоколяску и поехали на вокзал.
Эшелоны уже был загружены эвакуированными, в основном, это были семьи военнослужащих — жены, дети, старики, а меня запихивали в вагон уже через окно.
Как ни странно, но немцы нас не бомбили, видно им был нужен этот железнодорожный узел, поэтому три эшелона благополучно отбыли на Восток. А вот потом, в Орше и Минске уже бомбили, и ушедшие раньше эшелоны, как рассказывали железнодорожники, попали под бомбы.
Эвакуировали нас в Башкирию, где я и пошел в первый класс. Но после освобождения Украины мы вернулись в Черниговскую область, и я продолжил учебу. Окончил школу в 1953 году с золотой медалью, но уже в слободе Уразово Курской области, куда после войны перевели служить отца.
После окончания в 1958 году Ленинградского горного института молодого специалиста Анатолия направили на работу механиком участка на гипсовый рудник в поселок Псебай Мостовского района в трест «Краснодарвзрывпром». Через год — он уже начальник электромеханических мастерских, а затем главный механик и главный инженер Шедокского комбината стройматериалов.
Но тут в судьбу Нечипоренко вмешались военные, которые вспомнили, что он — офицер запаса, а нашей армии не хватает младших офицеров. Его призывают на два года и направляют в город Буйнакск.
По окончании службы Анатолий возвращается на свой комбинат. Но вскоре Анатолия Ивановича направляют в карьероуправление «Медвежья гора» на должность заместителя директора, где он и трудился до 1971 года. А затем, в один из дней его вызвали в райком партии, где предложили должность заместителя председателя Северского рай- исполкома.
— Когда я в первый день на своей новой работе спросил председателя райисполкома Эдуарда Федоровича Дмитренко, чем буду заниматься, он мне сказал: «Всем! От клубной работы и до похорон, кроме сельского хозяйства, им у нас занимается Козлов».
Первое, чем занялся Нечипоренко на новом месте, это строительством нынешнего здания райисполкома. Коробка уже стояла, но работы было много. В ходе её выполнения Анатолий Иванович знакомился с районом, властями на местах, руководителями промышленных и сельских предприятий. И если с экономикой было более-менее понятно (её основу составляли нефтегазоперерабатывающий завод, нефтедобывающее управление, семь колхозов, два совхоза, строительные и транспортные организации), то инфраструктура, обеспечивающая жизнедеятельность народа, была развита слабо.
Особенно сложным было положение с водой. Несколько скважин, которые постоянно выходили из строя были не в состоянии обеспечить население водой, поэтому на 60 процентов в районе она была технической — воду напрямую качали из речек. И решено было стоить водозабор. Обратились в крайисполком и с большими усилиями, но добились строительства водозабора и построили его.
Но хуже, чем с водой, было положение со сточными водами, они все направлялись без всякой очистки в речку, особенно опасными были стоки из больницы.
— Опять обратились в край, но нам отказали. И решили мы строить очистные сооружения сами, — вспоминает Анатолий Иванович. — Помогло нам в этом и постановление правительства, разрешающее 10 процентов сверхплановой прибыли у предприятий изымать и направлять на социальные нужды населения.
На территории больницы были построены коллектор, канализационная сеть, а за станицей Северской очистные сооружения. И когда в крае узнали об этом — не поверили. Приехали, посмотрели и удивились, сказали: «Молодцы, но как вы смогли все это сделать?!».
Потом Анатолию Ивановичу предложили должность главного инженера краевого коммунхоза, но он отказался.
С особым чувством он рассказывает о строительстве в районе школ, а их построено не одна-две, а семь, да еще какие школы: новодмитриевская, смоленская, михайловская, азовская № 1, афипская № 5, северская № 45, ильская коррекционная, где пришлось кроме школы строить столовую и спальный корпус. Начинал проектировать Анатолий Иванович и ильскую № 17, но строилась она уже без него.
Как он вспоминает, «выматывали душу» планерки, проверки, разборки с подрядчиками, заказчиками. Нервы у всех были на пределе, срывались и на крики, ругань, но строили и все сдавали в срок. В связи с этим, памятно ему и то, как получил он несправедливый упрек от краевого руководства за строительство северской школы № 45.
— Мы сдали школу в срок, райком партии наградил меня похвальной грамотой, получил благодарность я и от крайсельстроя. Но вот сессия крайсовета по строительству, выступает председатель крайисполкома Разумовский и в разделе недоработок называет Северский район и меня за не вовремя введенную в строй 45-ю школу.
Закончили обсуждение строительства и стали рассматривать вопросы сельского хозяйства. Снова Северский район упоминают, спрашивают: «Есть кто из района?». Я поднялся и представился. «Так это тебя за школу критиковали?», — спрашивает первый секретарь крайкома Медунов. Меня, говорю, только я за неё благодарности получил и сдана она в срок, можете проверить. Наступила неловкая пауза, а потом: «Ладно, ладно — садись, верим».
А потом узнал, что между двумя начальниками краевых управлений возникла конкуренция, а Северский район стал разменной монетой в этой игре, и меня подставили.
Следует сказать, что, несмотря на столь напряженную работу, Анатолий Иванович без отрыва от производства еще и учился, окончил в 1975 году с отличием в Ростове-на-Дону высшую партшколу.
В то время жилья в районе практически не строили. Кое-что для себя делали предприятия, а район имел с этого для врачей, учителей и других работников учреждений, организаций 10 процентов, что было крайне недостаточно. Анатолий Иванович вызвал к себе начальника ремонтно-строительного управления Василия Тищенко и предложил строить жильё. «А из чего его строить?- спросил тот. — Никаких ведь материалов нет!».
Но это не остановило Нечипоренко. Собрал всех руководителей, обсудили вместе проблему, уточнили кто, чем может помочь, и начали строить. И было построено два 16-квартирных дома. Неказистые дома были, но в те времена люди были и этому рады.
— Потом я додумался построить 27-квартирный дом для врачей, — рассказывает Анатолий Иванович, — за что получил хороший нагоняй. Но дом этот стоит рядом с Роспотребнадзором (тогда это была санэпидемстанция — прим. ред.). Кстати, и её мы тоже построили, как говорится, вопреки всему. Приходит ко мне замечательный человек, заслуженный врач Анна Федоровна Тер-Аствацатурова и говорит: «Анатолий Иванович, ну, сколько мы будем ютиться в развалюхе?!».
…И почему-то все шли с этими вопросами ко мне.
Всем миром было построено и здание ДОСААФ, за которое я получил грамоту от трижды героя Советского Союза Александра Покрышкина, чем горжусь. А еще здание общества автомобилистов, в которое ныне располагается ГИБДД.
А какую народную дружину мы организовали. Пошили для дружинников форму, каждый день выходили на дежурство и здорово помогали милиции. Ежегодно проводили слеты, награждали отличников. Дружина была признана лучшей в крае, неоднократно получала переходящее Красное знамя.
Наш северский парк тоже был лучшим среди сельских парков края. Сделали в нем детскую площадку, даже самолет на ней поставили, был и пруд с лодками. Занимались и асфальтированием дорог к населенным пунктам и по улицам. Чего стоит только одна объездная дорога на село Львовское, которая разгрузила райцентр от проходящего транспорта. Построено было и общежитие для студентов КПУ, здание суда, бытовой комбинат.
Вспоминая это сегодня, я горжусь той работой, что делал для людей, а особенно тем, что строил школы для народного образования и дружиной, что тогда была создана. Я за время работы в райисполкоме не отгулял ни одного отпуска, никогда не прятался за спины других. Не боялся принимать ответственные решения и никогда и никого не подставлял.
Конечно, делал я все это не один. Рядом со мной были настоящие труженики-сподвижники, которые вместе со мной тянули нелегкий воз, помогали мне, а я им. Это И. Винник, Э. Дмитренко, А. Трохан, А. Дейко, В. Ищенко, В. Черкасов, Г. Смоленская, А. Тер-Аствацатурова, Ф. Бабенко, В. Лысов и многие другие, помнить которых я буду до конца.
В 1984 году Анатолий Иванович был переведен из райисполкома на должность директора конторы «Электроток», где трудился до 2005 года. Сейчас он на заслуженном отдыхе, но по мере возможностей помогает, делясь своим опытом, советом с руководителями местной власти.