27 января исполняется 80 лет со дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от фашистской блокады.
Блокада длилась 872 дня. Это самая продолжительная и страшная осада города за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности.
В 1941 году Гитлер развернул военные действия на подступах к Ленинграду, цель была — полностью уничтожить город. 8 сентября 1941 года кольцо вокруг важного стратегического и политического центра сомкнулось. В городе осталось 2,5 миллиона жителей. Постоянные бомбардировки вражеской авиации уничтожали людей, дома, архитектурные памятники, склады с продовольствием. Лютый голод косил горожан тысячами. Карточная система не спасала положение. Холод пришёл с ранней зимой 1941 года. Но надежды Рейха на панику и хаос среди населения не оправдались. Город продолжал жить и трудиться. Чтобы как-то помочь осаждённым жителям, через Ладогу была организована «Дорога жизни», по которой смогли эвакуировать часть населения и доставить некоторые продукты.
18 января 1943 года силами Ленинградского и Волховского фронтов блокада была прорвана, а 27 января 1944 года окончательно снята. Вечером небо озарилось салютом в честь освобождения города на Неве. За годы блокады погибло, по разным данным, более миллиона человек. Огромный ущерб был нанесён историческим зданиям и памятникам Ленинграда.
Главной проблемой осаждённого Ленинграда был голод. Служащие, иждивенцы и дети получали в период с 20 ноября по 25 декабря лишь 125 граммов хлеба в день. Рабочим полагалось 250 граммов хлеба, а личному составу пожарных команд, военизированной охраны и ремесленных училищ – 300 граммов. В блокаду хлеб готовили из смеси ржаной и овсяной муки, жмыха и нефильтрованного солода. Хлеб получался практически чёрным по цвету и горьким на вкус.
Для оповещения ленинградцев о вражеских атаках на улицах города было установлено 1500 громкоговорителей. Кроме того, сообщения транслировались через городскую радиосеть. Сигналом тревоги стал звук метронома: его быстрый ритм означал начало воздушной атаки, медленный – отбой. Радиовещание в блокадном Ленинграде было круглосуточным. В городе действовало распоряжение, запрещающее отключать радиоприёмники в домах. Дикторы радио рассказывали о ситуации в городе. Когда прекратилось вещание радиопередач, стук метронома всё равно продолжал транслироваться в эфире. Этот стук называли живым биением сердца блокадного Ленинграда.
Во время блокады Ленинград постоянно подвергался артобстрелам, которых было особенно много в сентябре и октябре 1941 года. Авиация совершала по несколько налётов в день — в начале и в конце рабочего дня. Всего за время блокады на Ленинград было выпущено 150 тысяч снарядов и сброшено больше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Снарядами было разрушено 3 тысячи зданий, а повреждено больше 7 тысяч. Около тысячи предприятий были выведены из строя.
Для защиты от артобстрелов ленинградцы возводили оборонительные сооружения. Жители города построили больше 4 тысяч дотов и дзотов, оборудовали в зданиях 22 тысячи огневых точек, возвели на улицах 35 километров баррикад и противотанковых препятствий.
Первая зима в осаждённом Ленинграде была суровой. Столбик термометра падал до отметки минус 32,1°C. Средняя температура месяца была – 18,7°. В городе даже не зафиксировали привычных зимних оттепелей. В апреле 1942 года снежный покров в городе достигал 52 см. Минусовые температуры в Ленинграде фиксировались более полугода — до мая включительно. Отопление не поступало в дома, были отключены канализация и водопровод. Прекратилась работа на заводах и фабриках. Главным источником тепла в домах стала печка-«буржуйка». В ней сжигали всё, что горело, в том числе книги и мебель…
Даже после снятия блокады немецкие и финские войска в течение полугода осаждали Ленинград. Выборгская и Свирско-Петрозаводская наступательные операции советских войск при поддержке Балтийского флота позволили освободить Выборг и Петрозаводск, окончательно отбросив противника от Ленинграда. В результате операций советские войска продвинулось в западном и юго-западном направлениях на 110-250 км, и Ленинградская область была освобождена от вражеской оккупации.
Домашних животных в январе 1943 года привезли в Ленинград из Ярославля для борьбы с полчищами грызунов, грозивших уничтожить запасы продовольствия. В только что освобождённый город прибыло четыре вагона дымчатых кошек – именно дымчатые считались лучшими крысоловами. За привезёнными кошками сразу же выстроилась длинная очередь. Город был спасен: крысы исчезли. Уже в современном Петербурге в знак благодарности животным-избавителям на карнизе домов улицы Малой Садовой появились памятники коту Елисею и кошке Василисе.
Архивный комитет Санкт-Петербурга готовит электронный проект «Ленинград в осаде». Он предполагает размещение на портале «Архивы Санкт-Петербурга» виртуальной выставки архивных документов по истории Ленинграда в годы блокады. 31 января 2014 года будут опубликованы 300 отсканированных в высоком качестве исторических бумаг о блокаде. Документы будут объединены в десять разделов, показывающих разные стороны жизни блокадного Ленинграда. Каждый раздел будут сопровождать комментарии специалистов.
В посёлке Черноморском Северского района живёт свидетельница тех страшных событий — Нина Ивановна Веривская. Она коренная ленинградка, родилась 8 декабря 1928 года. Страшные годы блокады до сих пор вспоминает со слезами на глазах:
— Над городом зависли аэростаты. Маскировка, оклейка оконных стёкол полосками бумаги… Нам, детям, всё это поначалу казалось какой-то игрой, – говорит Нина Ивановна. – Мы носили песок на чердаки, даже не зная зачем. И только через некоторое время, видя слёзы и страх взрослых, поняли, что беззаботное детство кончилось.
Вмиг повзрослевшие дети несли дежурства на крышах, тушили бомбы-«зажигалки» песком. Бойкая Нина в свои 13 лет стала командиром группы самозащиты, состоявшей из ребят-ровесников. Чтобы не умереть от голода, приходилось есть хлеб из жмыха, опилок и желудей.
— Этот суррогат мы грели над буржуйками, чтобы засушить и потом сосать каждый кусочек, а их в 125 граммах было всего шесть, – рассказывает Нина Ивановна. – Буржуйки топили всем, что могло гореть: книгами, тетрадями. Воду брали из Невы или пожарных кранов, но туда надо было ещё дойти. Город был заминирован, и только чудо спасало нас…
Каждый день в блокадном Ленинграде от голода умирали десятки людей. Война унесла жизни сестёр, братьев и отца юной Нины. А им с мамой весной 1942 года удалось выехать из блокадного города по «Дороге жизни» через Ладожское озеро на Кубань. После прорыва блокады в 1944 году Нина с мамой хотели вернуться в Ленинград, но их квартира была уже занята. Пришлось навсегда остаться на Кубани. В 1953 году они переехали в перспективный и развивающийся в тот период посёлок нефтяников Черноморский, где сегодня и живёт ветеран-блокадница.
Дневник 11-летней школьницы Тани Савичевой стал одним из самых страшных свидетельств ужасов войны.
Записи девочка вела во время блокады Ленинграда в 1941 году. Каждый месяц уносил из жизни её близких, и Таня на девяти страницах немногословно сообщала об их гибели. Дневник Тани Савичевой был предъявлен на Нюрнбергском процессе в качестве доказательства преступлений фашизма.
Первые месяцы блокады все члены семьи оказывали посильную помощь армии: сёстры рыли окопы и сдавали кровь для раненых, гасили «зажигалки», мама Тани, Мария Игнатьевна, шила форму для солдат. Однажды после работы не вернулась домой сестра Тани Нина. В этот день были сильные обстрелы, и ее посчитали погибшей. У Нины была записная книжка, часть которой — с алфавитом для телефонной книжки – оставалась пустой. Именно в ней Таня и начала делать свои записи. В них не было ни страха, ни жалоб, ни отчаяния. Только скупая и лаконичная констатация жутких фактов:
«Женя умерла 28 декабря в 12.00 утра. 1941 г.».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня. 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша 10 мая в 4 часа дня. 1942 г.».
«Мама 13 мая в 7.30 часов утра. 1942 г.».
«Савичевы умерли».
«Умерли все».
«Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала о том, что не все её родные погибли. Сестру Нину эвакуировали прямо с завода и вывезли в тыл – она не успела предупредить об этом семью. Брат Миша получил на фронте тяжёлое ранение, но выжил. Потерявшую сознание от голода Таню обнаружила санитарная команда, обходившая дома. Девочку отправили в детский дом и эвакуировали в Горьковскую область, в поселок Шатки. От истощения она еле передвигалась и была больна туберкулезом. В течение двух лет врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не удалось. 1 июля 1944 года Тани Савичевой не стало.
Дневник Тани, который вскоре увидел весь мир, нашла сестра Нина, а её знакомый из Эрмитажа представил эти записи на выставке «Героическая оборона Ленинграда» в 1946 году. Сегодня они хранятся в Музее истории Санкт-Петербурга, а копии разошлись по всему миру. Рядом с могилой Тани Савичевой – стена с барельефом и страничками из ее дневника. Эти же записи вырезаны на камне рядом с памятником «Цветок жизни» под Санкт-Петербургом.
фото: Жители блокадного Ленинграда набирают воду. 1941 г. фото Б.П. Кудоярова