Река Молочная, за которой расположился город Мелитополь, географически способствовала успеху противника. Вдоль неё немцы выстроили оборонительный рубеж и полтора месяца перемалывали войска Южного фронта, в который входила и 118 штурмовая дивизия, где воевал Александр Кичик.
Как он вспоминает, этот «крепкий орешек» они долго не могли раскусить. А его однополчанин написал стихи, посвященные реке Молочной: «Текла кровавая река, и запеклись её бока. Душа от боли страшно ныла, кровь пенилась в реке, как мыло».
Но, наконец, 23 октября 1943 года Мелитополь был штурмом освобождён, а приказом Верховного Главнокомандующего Иосифа Сталина особенно отличившимся частям, в том числе и 118 дивизии, было присвоено наименование «Мелитопольской».
— Москва от имени Родины салютовала нам двадцатью артиллерийскими залпами из 224 орудий, а всем бойцам была объявлена благодарность, — вспоминает Александр Павлович. — Затем от Мелитополя мы широким фронтом с боями двинулись на северо-запад на город Токмак — важный железнодорожный узел, а потом зигзагообразными путями резко на запад, к Днепру. За участие в одном из этих боёв я был представлен к награждению второй медалью «За отвагу», но награда нашла меня лишь в 1949 году.
— Зима 1943-1944 годов была холодной, снежной. К декабрю нам выдали зимнее обмундирование: ватные брюки, телогрейки, шапки. Для расчёта противотанкового ружья, а это наводчик и заряжающий, мы рыли двойные окопы с нишей для боекомплекта. А долгими зимними ночами спали по очереди на дне окопа, «утепленного» упаковочной бумагой из патронных ящиков. Один дежурил, другой спал, но не более 30-40 минут. Дольше не позволял холод. Удивительно, но простужались редко.
Новый 1944 год и мы, и немцы встречали и отмечали. Расстояние между нашими позициями было небольшим. На передовой — тихо, мы слышали звуки немецкой губной гармошки и вдруг — «Русс! Катюша!»
Помню и такой эпизод. Была потеряна связь с батальоном, а была она проводная. Связисты её неоднократно восстанавливали, но немцы нарушали. Я был послан с донесением в батальон. Шел ночью, ориентировался по трупам связистов, других ориентиров на снежном поле не было. К утру трупы убрали.
На участке фронта Верхние Рогачики и Лепетиха в январе 1944 года шли затяжные бои. Однажды после артподготовки и минометного обстрела противник атаковал наши позиции. Наступление мы отбили. Тогда немцы двинули на нас танки. Мы, бронебойщики, первыми вступили в бой, один танк подбили. Однако силы были неравные, нам не хватало патронов. Пришлось ползком добираться до соседей, которые и помогли нам выстоять.
На рассвете 14 января 1944 года после артподготовки и при поддержке наших самолетов-штурмовиков наш полк двинулся в наступление. Мы выбили немцев с их позиций. В этом бою я был ранен в руку. День пробыл в медсанбате, а ночью меня отправили в госпиталь. Сначала лечили меня в Мелитополе, а потом в эвакогоспитале города Донецка. В общем, лечился я четыре месяца.
После излечения Александра Кичика направили в запасный полк, стрелком. Сформировали команду и поездом отправили на Кавказ. Прибыли они в Теберду, обосновались. А войсковой части была поставлена задача — построить отрезок автодороги по северному склону Кавказского хребта, преодолеть Клухорский перевал и на южном склоне соединиться с частями, движущимися им навстречу из района Сухуми.
— Жили мы в палатках, питались из солдатских кухонь, — вспоминает он. — А вокруг красота неописуемая: ледники на вершинах гор, ущелья, небольшие озера и горные речки. Летом по утрам передвигались по плотному снегу, а в полдень можно было уже и позагорать, к вечеру вновь становилось прохладно, а ночью и подмораживало.
Местами лес был сосновый, встречались и кедры, орешками с которых нас тоже подкармливали. Но этими красотами долго любоваться не приходилось. Весь световой день вгрызались ломами, кирками в горные скалы, вручную пробивали шурфы, взрывали и разрушали породу. А компрессоры и редкие автомобили смогли прийти нам на помощь, лишь когда были подготовлены основания для площадок и автодороги. В горах бывали и оползни. Однажды под одним из них погибли наши товарищи — 26 человек.
Где-то в октябре 1944 года мы встретились с южной группой. Задача была выполнена, и наша часть перебазировалась в город Горячий Ключ, а позднее в Краснодар. Часть нашего подразделения была откомандирована в феврале 1947 года на строительство посёлка нефтяников в Северском районе, названного потом Черноморским. Так что в строительстве поселка, в котором живу, я принимал непосредственное участие.
Демобилизовался Александр Павлович из рядов Советской Армии в июне 1947 года, а через год женился. Сначала работал в строительстве, а с января 1950 года и до пенсии в системе объединения «Краснодарнефтегаз». Учился, окончил среднюю школу, затем институт народного хозяйства в Ростове-на-Дону, прошёл путь от бухгалтера до директора управления производственно-технического обслуживания и комплектации в поселке Черноморском. Общий трудовой стаж — 53 года. Кроме военных наград, а это орден Отечественной войны 1 степени, две медали «За отвагу», медали «За победу над Германией» и «Жуков», юбилейные, награжден еще и знаком «Отличник нефтяной промышленности СССР».
Жена Тамара Андреевна — учитель истории, завуч СШ № 51, Отличник народного просвещения РСФСР, труженик тыла. Они вырастили двух детей — сына и дочь. Оба получили высшее образование в Московском высшем техническом училище им. Баумана. Трое внуков тоже окончили вузы. Один — МВТУ, другой — автодорожный, а третий решил пойти по стопам бабушки — стал учителем. Есть уже и два правнука.
Будучи на пенсии Александр Павлович ведет большую общественную работу, активно участвует в военно-патриотическом воспитании молодежи. А в преддверии 60-летия Победы по собственной инициативе они вместе с женой собрали материал, подготовили и выпустили книгу «Дорогами войны». В ней представлены воспоминания ветеранов войны, жителей поселка Черноморского.
Как вспоминает Александр Павлович, создание книги стоило немалых трудов.
— Почти каждый день мы с женой работали до 12 часов ночи, старались успеть выпустить ее к юбилею. Проблемы возникли и с печатью, потому что выпуск книги в твердой обложке, да еще и в цвете весьма дорог, но и это удалось решить. Правда тираж её получился небольшим, и сейчас книга стала редкостью.
Александр Павлович надеется, что к предстоящему юбилею — 70-летию Победы книгу удастся переиздать, чтобы память о ветеранах поселка Черноморского сохранилась.
Публикацию подготовил В. Михайлов.
На снимках: освобождение Мелитополя (фото фронтовой хроники).