Общество / Статьи

Галина Данилова: Семья — главная опора в жизни

Для этой женщины семья всегда занимала самое важное место в жизни. Жительница станицы Северской из поколения детей войны, Галина Семеновна Данилова долгие годы была солисткой народного хора «Нива», пела в северском хоре ветеранов. О ней рассказывает Елена Зализецкая.

Господь уберёг

Галина Семеновна Данилова (Илькевич) родилась 27 марта 1937 года на хуторе Кисель Красногвардейского района Адыгейской автономной области в семье колхозников. Оба родителя —  Семён Семёнович и Мария Васильевна — были механизаторами широкого профиля. Летом работали в колхозе имени Калинина села Сергиевского Гиагинского района, а зимой занимались ремонтом техники на машинно-тракторной станции.

Детство и юность Галины прошли в  Сергиевском. Семья Илькевич жила в старенькой саманной хате бабушками и дедушками, когда в 1942 году  село оккупировали немецкие и румынские части,.

На берегу реки Фарс румыны устроили расстрел еврейских семей. Расстреливали всех подряд, а после тела убитых на глазах у детей бросали и засыпали в огромную яму, вырытую тут же.

Галина Семеновна  вспоминает: «В пятидесяти метрах от нашего дома стоял старый колодец. Чтобы в него никто не упал, его завалили сверху ветками. Когда ночью началась очередная бомбёжка, мы проснулись от сильного грохота, это в колодец упала фашистская бомба. Потом долго в селе говорили, что нас Бог уберёг от несчастья. Господь часто помогал нашей семье. Однажды к нам привезли двух девочек, Тамару и Дину, и в это время к нам в дом пришёл румын. Помню, мы с ужасом стояли и держались за бабушку Наташу, а незваный гость строго сказал бабушке: «Матка, дай яйко, млеко шнель!». Бабушка не растерялась и ответила: «Да щас, разогналася! Бачишь, — указав на нас, — шо я буду им давать?!». Румын покраснел, попыхтел, а затем развернулся и ушёл. После этого случая никто из них больше к нам не приходил.

Село Сергиевское часто бомбили. Дедушка Вася сделал в саду под одной из яблонь укрытие. Вырыл большую яму, напоминающую погреб, и как только начиналась бомбёжка, нас с двоюродной сестрой Любой закутывали в одеяло и прятали в этом укрытии. Я никогда не забуду этот высокий визжащий, дребезжащий звук летящих бомб. На подворье у нас было  хозяйство: корова, куры и свинья. Это огромная заслуга моей бабушки, что она смогла сохранить живность. Сельчане часто говорили: «Яковлевна, тебя Бог охраняет!».

Дед Вася часто проводил с нами вечера, перед сном рассказывая сказки. Таких сказок я больше не слышала и нигде не читала. Наверное, он сам сочинял их. А вот бабушка часто готовила нам своё вкусное фирменное блюдо. Дедушка называл его «кондёр». Всё, что было съедобное в доме, можно было найти в бабушкином «кондёре»: и белую лебеду, и зеленый лук, и крапиву. Помню, как бабушка наливала жидкий «кондёр» в макитарку (глиняный чугунок) и ставила в центре стола, а мы из него то и дело подливали добавку в свои глиняные чашечки.

Ещё у бабушки был ткацкий станок. В те годы в каждом огороде росла конопля. Её собирали в пучки,  их потом замачивали в речке. Помню, такие пучки были вдоль всего берега Фарса. Каждая хозяйка знала, какой пучок её. После того как пучки вытащат из воды, их ломали, снимали тонкую корочку, из которой ткали нити. Старую одежду рвали на кусочки. Из этих кусочков наматывали клубочки. Соединяли с конопляной нитью и ткали так называемое «рядно» (толстый холст домашнего производства). Рядно использовали для пошива одеял, а из одних конопляных нитей получалась ткань для простыней».

Работала с детства

В 1944 году Галина поступила в среднюю школу села Сергиевского. Начиная со второго класса она стала работать в поле. Всем школьникам тогда выдавали сумки-котомки. С этими сумками ученики, в том числе и Галя, ходили по убранному комбайном полю, собирали оставшиеся на нём пшеничные колоски. У каждого была определенная норма сдачи. В одну сумки помещалось до пяти килограммов колосков. Работали все весело и дружно, помогая друг другу собрать нужное количество.

— Обуви не было, ноги кровоточили от стерни сжатой пшеницы, — рассказывает наша героиня. — Бабушка Наташа лечила меня и Любу, так как к завтрашнему дню нужно было опять идти на работу — пока не соберём все колоски. Так мы зарабатывали трудодни. Правление колхоза за это выдавало продукты, и это была высшая оценка нашего труда.

До самых холодов дети ходили в школу босиком, так как обуви практически не было, а ту, которая была, берегли. Обувь шили своими руками, в основном это были какие-нибудь тапки. Галина Данилова вспоминает, как дедушка сшил ей очень удобные резиновые галоши из старой покрышки. Сначала вырезал резиновое основание для подошвы по размеру моей маленькой ножки, потом привязал к нему кусочки мешковины. В них она приходила всю осень. Бабушка перешивала внучкам старую одежду, на зиму вязала чулки, а зимой они носили фуфайки. У Гали была фуфайка с очень длинными рукавами, которые приходилось всё время подворачивать. Носить её было неудобно, зато тепло.

На площади в центре села Сергиевского часто собирались жители и проводили все праздники. Особыми считались 9 мая и 7 ноября. Ещё школьницей маленькая Галина участвовала во всех мероприятиях: читала стихотворения и басни, пела в школьном хоре. В старших классах Галина даже была центровой в построении гимнастических пирамид.

— В номере участвовало несколько человек, — вспоминает Галина Данилова. — В центр ставили самого крепкого школьника, который смог бы удержать на себе двух-трёх человек. Дальше дети становились друг на друга, и получалась наша пирамида. Практически всегда у основания пирамиды ставили меня, так как в детстве я была очень крепкой девочкой.

 Очень хорошо запомнила наша героиня учительницу русского языка и литературы Валентину Павловну Парфенову. В то время ей было около девяноста лет но, несмотря на свой возраст, она столько ставила различных интересных сценок, что в школе дети чуть ли не ночевали. Одно время Галина даже мечтала стать учителем русского языка и литературы…

Хотела быть энергетиком, а стала медсестрой

В 1954 году Галина Семёновна окончила среднюю школу. Она пыталась поступить в институт на энергетический факультет, чтобы потом работать в любимом колхозе энергетиком.

На энергофак она решила поступать вместе с подругой детства Марией Шипиловой. Институт находился в Ростовской области. Но девушки не прошли по конкурсу, и осенью они поехали в Тверскую область, где тогда работала сестра Галины Люба. Сначала хотели устроиться  на ткацкую фабрику, но не получилось. В ноябре подруги поступили на одногодичные курсы медицинских сестёр для детских яслей. После окончания курсов вернулись домой, в родное Сергиевское, где Галя устроилась от колхоза медсестрой в детские ясли.

Чета Даниловых и глава Северского района Адам Джарим

В  Сергиевском как раз начиналась электро- и радиофикация. Из разных уголков нашей страны сюда направляли специализированные бригады. В это время Галина познакомилась со связистом Леонидом Даниловым. Через год молодые поженились и прожили вместе более шестидесяти лет. У супругов родилось  двое детей — Антонина и Владимир.

Пение — любимое занятие

В 1959 году семья Даниловых переехала в Северский район на хутор Пороно-Покровский, к матери мужа. Через время стали жителями станицы Северской.

Пять лет  Галина Семеновна работала почтовым агентом районной почты. Потом была групповой медсестрой в детских яслях №1, поступила в Новороссийское медицинское училище на факультет медицинских сестёр общего профиля.

Галина Семёновна принимала активное участие в самодеятельности: пела в хоре медицинских работников Северской районной больницы, посещала литературную гостиную «Встреча», созданную Анной Фёдоровной Тер-Аствацатуровой при районной библиотеке.

Свою трудовую деятельность Галина Семеновна продолжила в стенах районной эпидемиологической станции, которой отдала двадцать четыре года.  Работала лаборантом, помощником врача-паразитолога, а также заведовала отделением профилактической дезинфекции. Ездила на семинары, неоднократно повышая квалификацию, занималась общественной работой, была членом профсоюзного комитета. Позже Галина Данилова была заместителем и председателем совета ветеранов станицы Северской. Несмотря на довольно большую нагрузку, она не оставляла пение.

Галина Данилова долгие годы пела в народном хоре

Долгие годы Галина Семёновна пела в северском народном хоре «Нива», руководил которым Илья Петрусенко. Потом шесть лет была старостой Северского хора ветеранов, которым по сей день руководит   Вячеслав Веремеев.

За многолетний добросовестный труд и активную жизненную позицию Галина Данилова удостоена многочисленных званий и наград. Но самая главная её заслуга и гордость — это её дети, внуки и правнуки.

Елена Зализецкая, библиотекарь центральной районной библиотеки.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту