С юбилеем ее поздравила первый заместитель главы района Виолетта Лукьянова. Она вручила Анне Ивановне подарок от главы района и открытку от Президента России В. Путина.
В Убинской Анна Сазонова родилась и прожила всю свою жизнь.
— Отец Иван Григорьевич — егерь, мама Марина Деомидовна работала в колхозе и растила трёх дочек, — вспоминает Анна Ивановна. — Детство было тяжёлым, потому, что росли без отца. В 1930-м папу осудили за связь с «зелёными». Была эта связь на самом деле или нет — история умалчивает. В 36-м папа вернулся домой, но жизнь легче не стала. Я окончила семилетку, поступила в Краснодарское медицинское училище. В одних калошах и зимой, и летом, и два платьица на сменку. Жила очень голодно. Приеду домой на выходные. А мама: «Мне нечего тебе с собой дать. Вот кукурузная крупа да фасоль…».
Война застала её в Краснодаре. 18-летняя Аня училась в училище на последнем курсе, жила в городе неподалёку от вокзала, который постоянно бомбили фашистские самолёты.
До оккупации успела окончить училище и немного поработать в станице Афипской. Жила у подруги. Получила повестку из военкомата. Прошла все комиссии, но, может, потому, что ростом она не вышла, военком сказал ей: «Иди домой дочка, подрасти немножко»…
К Афипской подходили немцы. Мама подружки волновалась за девчонок: «Куда я вас спрячу?». И надумала: на берегу речки под опрокинутую лодку. Немцы вошли в станицу и сразу — к берегу реки. Лето же!
Над лодкой росло сливовое дерево. Немцы, чтобы достать сливы, становились на лодку. Девочки боялись шелохнуться…
Когда всё утихло, Аня решила уйти домой. Сделала она это вовремя. Через несколько дней станица Азовская оказалась занятой немцами, но в Убинскую они так и не вошли. Поэтому между станицами пролегла линия обороны.
Аня стала работать в Убинской фельдшером.
— Лечила от всех болезней. Я и детский врач, и хирург, и акушер… Раны зашивала, которые получали лесорубы на вырубках, зубы рвала, принимала роды на дому. За медицинской помощью шли и днём, и ночью. Ну, а если понимала, что сама не справлюсь, везла больных в Северскую, когда на тракторе, когда на лесовозе, — вспоминает бывший фельдшер.
Единственным медицинским фельдшером в станице Убинской она была до 1974 года. В 1975-м стала работать в доме престарелых (сейчас это — северский психоневрологический интернат). Врачи здесь не задерживались. Жили в интернате 360 человек. У всех проблемы со здоровьем. Каждые три месяца — плановый медицинский осмотр. А документов сколько заполнять!
Личная жизнь не сложилась. Её муж Георгий Сазонов — бывший фронтовик — очень любил женщин.
— Я у него уже третьей женой оказалась, — рассказывает Анна Ивановна. — Родила двух сыновей Георгия и Михаила. А у моего Георгия Михайловича — новая любовь. После меня у него ещё восемь жён было.
Ну, а мне удалось из своих мальчишек вырастить хороших людей. У обоих — семьи, дети. У меня пять правнуков. Детей своих старалась к труду приучить. Сама любила огород и их научила его любить. Держала кур, уток, гусей, кроликов…
— Наша бабушка — человек по-настоящему необыкновенный, — считает жена внука Вячеслава Таня. — Несмотря на все испытания, которые устраивала ей жизнь, она сохранила способность радоваться жизни. Делает что-то по хозяйству и поёт. Её любимые песни из кинофильма «Тишина» «Дымилась роща под горою» и «На Мамаевом кургане». Правнуки ей подпевают. Любит читать и разгадывать кроссворды. Светлая, добрая… До сих пор те, кто приболел в станице, к ней за помощью и советом приходят.
Человек верующий она много времени и внимания уделяет церкви. У нашего батюшки она правая рука. Свечи продаёт. Пожертвования на ремонт храма собирает.
С юбилеем её поздравили многочисленные родственники и очень многие жители станицы. Кто-то из них появились на свет с её помощью. Кому-то она помогла в разных жизненных ситуациях. Все они пришли сказать ей «спасибо» и пожелать здоровья, а ещё встретить свой столетний юбилей.
Людмила Бухало.
Фото Геннадия Шкилёва.