Общество

«Гости» из прошлого


Всё начинается с ремонта

— Я их нашёл случайно, когда залез на чердак, чтобы отремонтировать стропила, — рассказывает хозяин дома Николай Иннокентьевич Сапожников.

В таинственном ящике, который Николай Иннокентьевич отвёз в северский музей, оказались фиолетовое полное облачение священника, сосуды для совершения литургии, арестантская сумка и антиминсы — особые куски ткани, на которых изображается положение во гроб Христа и вшивается часть мощей святого.

Когда рассказали о находке, я первые минуты был в шоке: за долгие годы, что я занимаюсь поисками сведений о церквях нашего района и, в частности, об ильском храме, мне ни разу не попадались такие предметы и даже не удавалось услышать о существовании чего-то подобного, а тут!..

Спустя некоторое время удалось установить, что в этом доме когда-то жила Татьяна Александровна Дрозд. Связавшись с её крестницей из города Волжска, удалось узнать интересные факты из жизни хозяйки дома

Разматывая клубок истории

Татьяна Александровна Дрозд родилась в 1917 году в городе Бодайбо в Иркутской области в семье глубоко верующих людей. Её мама Анна Александровна Пельшакова перед смертью приняла монашеский постриг. Во время Великой Отечественной войны Татьяна Александровна работала начальником участка Омутинской железнодорожной экспедиции Кировской области. 16 декабря 1943 года её арестовали по сфабрикованному делу, а 17 февраля 1944 года военным трибуналом осудили на восемь лет лишения свободы по статье 58-10 ч.2 («Агитация к свержению Советской власти») и 58-11 («Деятельность, направленная к совершению преступлений против Советской власти»). Несмотря на военное время органы активно работали и выискивали «врагов народа». Вот их взгляд и упал на Татьяну Дрозд.

Четыре года Татьяна Александровна провела в колонии Кирова. Во время пребывания там она подвергалась сильнейшим истязаниям в так называемом «каменном мешке». Знаменитый Александр Солженицын в своей книге «Архипелаг ГУЛаг» писал, что подобные истязания лагерными узниками считались одними из самых жестоких. В 1947 году по распоряжению ГУЛага она была отправлена этапом в город Степняк, а через год её переместили в женскую колонию города Караганды. В 1951 году её перевели в бывший концлагерь в городе Спасске. Там Т. А. Дрозд находилась под наблюдением комендатуры, а затем была переведена в город Чу.

Она вышла на свободу 7 января 1952 года и была отправлена в село Михайловка Джамбульской области (Казахстан). 8 декабря 1960 года руководство страны признало отсутствие состава преступления в деле Дрозд, и её реабилитировали. Крестница Татьяны Александровны вспоминала, что крёстная была связана с кировским духовенством и даже некоторое время тайно скрывала у себя в доме священника. Вполне возможно, что найденное облачение принадлежало именно ему и что он мог тайно совершать богослужения по домам.

В 1968 году Татьяна Дрозд переехала в Ильский. Как вспоминали близкие соседи и знавшие её, Татьяна Александровна дома очень много времени уделяла молитве. Как политическая репрессированная она получала выплаты в размере трёх тысяч рублей от Русского общественного фонда А. И. Солженицына. Татьяна Александровна была глубоко религиозна и знала многие богослужения наизусть. В её домашней библиотеке находилось большое количество духовных книг. В 2006 году 13 сентября она скончалась, однако ушла из жизни, так никому и  не рассказав о спрятанных под крышей дома предметах.

Что же делать?

Изучение найденных предметов продолжалось, и постепенно сотрудники музея пришли к выводу, что все вещи принадлежали одному из знакомых священников Татьяны Александровны, фото которого сохранилось в её архиве. Предметы для богослужения достаточно примитивны и вполне могли быть изготовлены для тайного совершения церковных служб по домам. Все находки имеют большую ценность не только для музейного сообщества, но и для русской Православной Церкви.

— Совместно с настоятелем ильского храма протоиереем Кириллом Коршуновым мы решили, что разумно будет передать все предметы в формирующуюся экспозицию в музей истории православия на Кубани при Екатеринодарской духовной семинарии. Облачения, антиминсы и богослужебные сосуды являются молчаливыми свидетелями того, как выживала Церковь в годы гонений, — рассказала директор северского музея Нина Решетова.

Во время недавнего визита в Северскую митрополита Исидора ему передали найденное облачение священника.

Никита Кияшко.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту