За последние годы Ялта, всегда бывшая столицей курортного Крыма, сильно изменилась. Уже практически не существует «Артека», территория которого запущена и разворована. Город, славившийся маленькими уютными старинными улочками, стремительно растёт ввысь. Каждый свободный метр застраивается мгновенно. Даже в парках, которые охранялись государством, появились частные строения…
Многие ялтинцы говорят о том, что с момента обретения Украиной независимости, Ялту грабили, ничего не отдавая взамен. Но самое ужасное время, которое пережили горожане — начало волнений на Майдане. Когда в столице начались вооружённые столкновения, и Крым был объявлен оккупированной территорией, многие рядовые жители понимали, что те, кто «пособничает» России, фактически попадают под расстрел. Угроза была настолько реальной, что люди жили на успокоительных таблетках. Те, у кого были хоть какие-то транспортные средства, готовились бежать с полуострова…
И вот, присоединение Крыма состоялось… В Ялте — небывалый подъём патриотизма. Горожане не понимают россиян, которые жалуются на жизнь, парируя всего лишь одной фразой: «Вы не жили в Украине». Президента России называют не иначе, как «Великий Пу». Это прозвище, как оскорбительное, придумали люди, называемые в народе «бандерлогами». Но оно прижилось с совершенно противоположным значением. Президента Путина в Ялте считают великим политиком и стратегом, человеком, который спас народ от реальной смерти. Путин для многих стал символом продолжения жизни, дорогой в лучшее будущее.
Коррупция в Украине достигла таких пределов, что практически лишила людей веры в закон, в государство, в справедливость. Сегодня ялтинцы верят, что «придёт дядя Вова» и наведёт законный порядок, что больше не будут распродаваться по кускам уникальные парки, охраняемые государством, а санатории и здравницы вновь станут работать в полную силу.
Ялтинцы живо интересуются тем, как живут в России, расспрашивают обо всём — от частной жизни до событий в региональных «верхах», и неизменно констатируют: «Нам бы так жить».
Цены на продукты в городе соизмеримы с российскими, коммунальные расходы несколько меньше наших, проезд в транспорте дешевле, отобедать в маленьком ресторанчике рублей на 300-400 можно так, что ужин уже не понадобится. На дорогах совершенно нет разметок, и «зебры» встречаются очень редко. Несмотря на это, водители воспитаны, пешеходов пропускают, друг друга уважают. А иначе на ялтинских дорогах нельзя — слишком узко, и слишком круто в гору. Да и разогнаться здесь можно максимум километров до пятидесяти в час.
Ялта, она всегда Ялта. Сказать о том, что этот город особенный, не сказать ничего. Есть в нём какое-то очарование старых улочек, узких извилистых дорог, на которых двум машинам разъехаться — проблема. Стройные свечи-кипарисы, уходящие макушками в небо, легкомысленные пальмы, гранитная набережная, бюветы с минеральной водой, свежеокрашенные скамейки, танцующие у памятника Ленину пенсионеры, камерные стилизованные кафе, Никитский ботанический сад, в котором воздух можно резать на куски и кушать, Ливадийский дворец и Ласточкино гнездо, катера, приглашающие на морские прогулки, цветущая магнолия, своя «аллея звёзд», застывшая на набережной «Дама с собачкой» и памятник портфелю Жванецкого — всё это Ялта, в которую влюбляешься снова и снова. И, приехав сюда один раз, всегда будешь стремиться вернуться…
Татьяна Симагина.