Помощь собиралась, что называется, всем миром. Продукты питания, бытовая химия и, главное, по просьбе казаков-ополченцев — основной отличительный символ народного сопротивления — кубанки.
Но не всё с доставкой проходило гладко.
— На Куйбышевском пункте пропуска через границу, узнав, что мы везём гуманитарную помощь, на российской стороне потребовали такое количество всевозможных бумаг и документов, что проезд стал фактически невозможен, — рассказал Сергей Сердюков. — Благо нашёлся «добрый прапор», который посоветовал поискать счастья на другом КПП и дал зелёный свет, чтобы мы свободно покинули таможенный коридор. Он заодно посоветовал не называть груз «гуманитаркой», а сказать, что это наш добровольческий месячный паёк. И действительно на другом КПП у Матвеева Кургана проблем у нас уже не возникло.
Пограничники ДНР встретили казаков радушно. Узнав, что они везут гуманитарную помощь, таможенные процедуры свели к минимуму.
— Тягостное впечатление оставил путь от границы к городу. Горько было видеть, как на разбомбленных дорогах (причём в прямом смысле этого слова) и некогда ухоженных полях памятниками деятельности новой киевской власти стоят обгоревшие остовы подбитой боевой и гражданской техники, — рассказывал Юрий Кузнецов.
Приехали в город Торез, где рассортировали гуманитарную помощь по индивидуальным пакетам. После этого наши казаки на территории центрального городского храма встретились с казаками Донецкой Народной Республики.
— Невозможно передать ту радость, с которой встретили нас братья-казаки. И, конечно, причина не в «гуманитарке». Главное, по их словам, что Россия о них не забывает. И это не часть какой-то государственной программы по оказанию помощи братскому народу, а именно от простых людей, братьев-казаков по зову сердца, казачьей совести и воинской чести, — поделился своими впечатлениями Константин Ширяев.
На следующий день состоялась встреча с атаманом Всевеликого Войска Донского Виктором Шакаловым. После по-казачьи братского общения атаман подарил казакам Азовского хуторского общества памятную булаву — символ атаманской власти.
В последний день пребывания в ДНР наши казаки отправились на святые источники в окрестностях Тореза. К этим неиссякаемым источникам местные жители даже под обстрелами постоянно совершали паломничества.
— Покидали территорию республики мы в темноте. Ехали уже другим маршрутом — через Снежное. Всё те же обгоревшие остовы военной техники, разбомбленные дороги и дома местных жителей. Проезжая последний донецкий КПП на границе, услышали доброе братское спасибо от пограничников за то, что в тяжелые для них времена не остались в стороне, — рассказал Сергей Сердюков.
По возвращении наши казаки пришли к выводу, что подобные гуманитарные экспедиции надо проводить регулярно. И не только из-за материальной помощи жителям ДНР и ЛНР, но и в первую очередь для сплачивания всех сил, где казачество играет одну из ключевых ролей.
Виктория Левина, помощник атамана Екатеринодарского отдела по СМИ.