Коронавирус в Краснодарском крае. Официальная информация
Общество / Статьи

Лариса Отрощенко: Школьный комсомол – особая страница в жизни

«Зори» продолжают публиковать материалы к столетию комсомола Кубани. Лариса Андреевна Отрощенко, бывший секретарь комитета комсомола ильской школы №52, поделилась воспоминаниями школьной юности.

У каждого комсомольского руководителя, так же как и у большинства молодёжи, комсомольская биография начиналась в школе. Именно там формировался комсомольский характер: учились ответственности за свои слова и поступки, умению выполнять поручения и обещания, помогать одноклассникам, бороться с учебными трудностями, дружить и получали возможность проверить свои организаторские, ораторские, коммуникативные способности.

Сердцем школьной комсомольской организации всегда был комитет комсомола, избиравшийся ежегодно в апреле на общешкольном отчётном выборном комсомольском собрании. Кандидатов в члены комитета выдвигали классные комсомольские организации, а выбирали открытым голосованием после обсуждения кандидатур на общешкольном собрании. Из числа избранных выбирали секретаря комсомольской организации школы.

Каждый член комитета комсомола становился руководителем определённого штаба, или сектора: учебного, политического, культурно-массового, спортивного, трудового, пионерского, штаба печати, штаба порядка.

В моей ильской средней школе №52 в 60-е годы активно работал радиоузел, а в комитете комсомола выбирали ответственного за сектор радио и печати. Школьное радио было рупором работы комсомольской организации и пионерской дружины. В помощь ему выпускали общешкольную стенгазету и «Комсомольский прожектор». Именно «Комсомольский прожектор» «высвечивал» все недостатки и помогал их искоренять, заставлял работать лентяев.

В 1968-1970 годах шла подготовка к проведению 100-летия со дня рождения В.И. Ленина. В сентябре 1969 года Бюро ЦК ВЛКСМ учредило Всесоюзный Ленинский зачёт как обязательное направление в коммунистическом воспитании молодёжи и знак ВЛКСМ «Ленинский зачёт». Этим направлением занимался политический сектор. В 52-й школе работала инициативная группа по подготовке к юбилею В.И. Ленина: вели переписку с музеями городов, связанных с именем В.И. Ленина: Ульяновска, Казани, Ленинграда, Астрахани, Вологды, села Шушенского. Куратором этой работы от педколлектива была учитель истории Нина Петровна Ларина. Группа комсомольцев под её руководством в 1968 году побывала в Ленинграде, а в1969 в Ульяновске и селе Кокушкино (место первой ссылки Владимира Ульянова). Из музеев получили фотовыставки, копии документов. Оформили стенды, посвящённые жизни и деятельности Ленина, и в марте-апреле 1970 года комсомольцы 10 «а» класса проводили по этим материалам для учеников и всех желающих экскурсии – заочные путешествия по ленинским местам.

Главным делом каждого школьника всегда была учёба. Во всех классах среднего и старшего звеньев 52-й школы работали учебные секторы. До конца 70-х годов не было платных репетиторов. Консультанты – отличники и хорошисты – помогали одноклассникам понять сложные темы учебной программы. Старшеклассники вместе с учителями готовили и проводили предметные вечера, конкурсы, викторины.

Спортивный сектор отвечал за проведение соревнований, туристических слётов и школьных малых олимпийских игр в сентябре и мае для сравнения роста спортивных успехов за учебный год.

Трудовой сектор отвечал за организацию помощи колхозу «Победа», субботников на территории школьного двора, сада, розария, в тополином питомнике, на аллеях по улицам Первомайской и Ленина, а также за сбор металлолома и макулатуры. Металлолом до конца 80-х годов любили собирать все классы. Класс, занявший первое место, награждался поездкой в Краснодар в театр. Класс, в котором училась я, зарабатывал деньги на поездку и первыми местами, и работой на кирпичном заводе после уроков в субботу.

В июне ежегодно на полях колхоза работала ученическая производственная бригада, а осенью школьники помогали колхозу убирать урожай.

С приходом в школу директора Давида Исааковича Вишни большая часть учеников была вовлечена в создание предметных кабинетов.

Самым любимым в школе был культурно-массовый сектор, отвечавший за подготовку и проведение праздников, вечеров, конкурсов и выставок творческих работ учащихся, за подготовку к районным смотрам художественной самодеятельности. Несколько лет стены школы в зале второго этажа украшали копии и репродукции картин художников-передвижников. Экскурсоводы под руководством учителя рисования Алексея Арсеньевича Чернеги погружали в мир живописи учеников, их родителей и всех желающих.

На смотрах художественной самодеятельности школ Северского района часто признавали лучшими танцевальные коллективы и комсомольский хор 52-й школы. В 1963-1965 годах школа была одиннадцатилетней, и комсомольский хор выходил на сцену в количестве до 120 человек.

В конце 60-х годов прошлого века наше государство активно боролось за мир. В Северском районе работал комитет защиты мира, создавался фонд мира. Привлекали к сбору средств концертами и школьников. Комитет комсомола ильской средней школы №52 собрал концертную бригаду из комсомольцев 8-10 классов, которая выступала в ходе избирательной кампании в клубах посёлка Ильского, станицы Дербентской и близлежащих хуторов. Зрителям продавали дешёвые билеты, полученные в Северском районном комитете защиты мира. «Душой» этой бригады были баянисты – восьмиклассники Геннадий Иванов и Виталий Малонушенко. Эти парни обладали отличным музыкальным слухом. Все новые песни, прозвучавшие по радио, уже через неделю пела концертная бригада школы. Концерты проходили «на ура». После основной программы пели по заявкам зрителей и часто вместе со всем залом. Концертами собрали приличную сумму денег в фонд мира. В день выборов выступали на избирательных участках без билетов.

Председатель Северского районного комитета защиты мира В. Морозов вручил комсомольской организации СШ №52 и лично мне, Ларисе Андриенко, как её секретарю благодарственные письма «за активное участие в укреплении мира, дружбы между народами и горячее участие в создании фонда мира».

Моя комсомольская жизнь продлилась с 1967 по 1981 год и включила в себя работу секретаря комитета комсомола большой средней школы (ильской №52), комсорга группы в университете, организатора внеклассной, внешкольной воспитательной работы средней школы (ильской №16) и заведующей отделом учащейся молодёжи и пионеров, секретаря Северского РК ВЛКСМ.

В 1968-1970 годах будучи секретарём комсомольской организации СШ №52 я посещала школу комсомольского актива в Северском РК ВЛКСМ. Зав. отделом учащейся молодёжи и пионеров, секретарём Северского РК ВЛКСМ был тогда Виктор Садовой – выпускник и бывший секретарь комсомольской организации моей школы №52. Он вёл учёбу секретарей комсомольских организаций школ района один раз в месяц по воскресеньям. Учились руководить комитетом комсомола, готовить и проводить общие собрания школьной комсомольской орагнизации, планировать работу, вести документацию, обучать в школе комсомольский актив, готовить школьников к вступлению в комсомол, помогать пионерской дружине, обменивались новостями.

Меня привлекла эта деятельность. Родилась мечта стать учителем и поработать в РК ВЛКСМ. Большую часть практических навыков, необходимых в работе учителя, я приобрела до поступления в Кубанский государственный университет и пользовалась ими все 40 лет своей трудовой жизни.

Фото: Встреча с ветеранами 394-й дивизии. В центре – Галина Андреевна Смоленская, председатель исполкома ильского поссовета. 9 мая 1983 года, п. Ильский

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Шрифт

Изображения

Цветовая схема

Поиск по сайту