1 июля 1842 года по Высочайше утвержденному «Положению о Черноморском казачьем войске» лейб-гвардии Черноморский казачий эскадрон был отделен от лейб-гвардии Казачьего полка и преобразован в лейб-гвардии Черноморский казачий дивизион. В 1860-х годах в связи с реорганизацией казачьих войск на Северном Кавказе произошли изменения и в составе Конвоя. 2 февраля 1861 года лейб-гвардии Кавказский линейный казачий эскадрон Конвоя соединился с лейб-гвардии Черноморским казачьим дивизионом, и из них были сформированы лейб-гвардии 1-й, 2-й и 3-й Кавказские казачьи эскадроны Конвоя. В составе Конвоя находились и представители народов Северного Кавказа: грузины, лезгины, горцы и другие. Правительство, вводя в структуру Конвоя кавказские народы, безусловно, преследовало политические цели — в то время еще шла Кавказская война. Однако после её окончания, 1 февраля 1882 года, по Высочайшему повелению лейб-гвардии Кавказский эскадрон был расформирован и до 1917 года Конвой формировался только из казаков Кубанского и Терского казачьих войск.
7 октября 1867 года лейб-гвардии 1-й, 2-й и 3-й Кавказские казачьи эскадроны Конвоя были преобразованы в лейб-гвардии 1-й и 2-й Кавказские Кубанские казачьи эскадроны (затем — сотни) и лейб-гвардии Кавказский Терский казачий эскадрон.
Повседневная жизнь гвардейских казаков проходила в разно-образных служебных занятиях: охрана императора и его семьи, караульная служба (посты, разводы), участие в военных парадах, смотрах, учениях, торжественных богослужениях, праздничных церемониалах, балах, сопровождение императора в вояжах, во встречах царствующих особ.
Служили казаки четыре года. Эскадроны комплектовались следующим образом: отслуживший отбывал домой, а взамен ему приходил новый. Таким образом, получалось, что чины эскадрона, прослужив в Петербурге сменный период, заменялись молодыми казаками, прибывшими из Войска, в то время как служба в Конвое требовала того, чтобы в первоочередных эскадронах находились люди, вполне подготовленные ко всем требованиям своего высокого назначения.
Существовал и особый «льготный» эскадрон, казаки которого не служили в Петербурге, а находились дома на «льготе», но раз в год собирались на три недели на учебные сборы в станицу Пашковскую.
С первых дней прибытия молодых казаков в Конвой с ними велись строевые занятия, для чего в каждой сотне назначался один офицер и необходимое число урядников Конвоя. Общее наблюдение за обучением вел помощник командира по строевой части и офицеры, выбиравшиеся в своих войсках. День начинался в пять часов, с утренней уборки лошадей, а затем в течение целого дня казаки были под строгим обучением и наблюдением старых конвойцев. В подготовке молодых принимали участие и станичники вновь прибывших в Конвой, способствуя скорейшему обучению всем тонкостям и правилам службы при Высочайшем дворе. После принятия присяги молодые конвойцы назначались на службу, но с таким расчетом, чтобы в каждом наряде они служили со старыми казаками, знающими все правила и инструкции службы.
Некоторые конвойцы находились непосредственно возле императора во время его служебных поездок по губерниям и городам. Так, казак станицы Урупской Архип Перков прослужил в Конвое с 1893 по 1904 годы и не раз сопровождал императора в его поездках в Курск, Москву, Псков и Саров на прославление святого преподобного Серафима Саровского.
1 августа 1867 года от станицы Ильской был отправлен на службу в Конвой в Санкт-Петербург казак Деомид Куц, служивший до отправки во 2-й льготной сотне Абинского полка, а 20 мая 1899 года — казак станицы Новодмитриевской Прокофий Петренко. Прокофий служил в охране государя в императорском дворце в Ливадии (Крым). 20 июня 1900 года его наградили серебряным знаком за отличную стрельбу, а в 1902 году — французской медалью. За победу в стрельбе из винтовок Прокофий получил 13-й приз от Великого князя Михаила Александровича и серебряные часы с его вензелем и серебряной цепочкой. Годом ранее в Конвой был отправлен казак этой же станицы Василий Нижник, который окончил службу в 1902 году и был лично награжден Николаем II знаком «За службу в Конвое».
В 1901 году в Конвое служил Иван Зима, казак станицы Ахтырской. Он был зачислен в лейб-гвардии 1-ю Кубанскую казачью сотню. Казак станицы Мингрельской Иван Андреевич Порох добился почетного права служить в охране императора 8 мая 1902 года.
Никита КИЯШКО.