Общество

«Мы дорожили, как наградой, его скупою похвалой»

Это был человек красивый — и внешне, и внутренне, бесконечно уважаемый не только подчинёнными и коллегами, но и всеми, кто встречался с ним хотя бы раз. Награждён орденом «Знак Почёта», орденом Славы третьей степени, орденом Октябрьской революции, медалями «За отвагу», За победу над Германией».

…Павел Павлович прибыл в  наш район в 1967-м году, когда станица Северская вновь стала районным центром. Тогда же возродилась и районная газета. Редактором её был назначен Павел Павлович Корчинский, который проработал в этой должности семнадцать лет.

Молодые сотрудники редакции, к которым когда-то относилась и я — автор этих строк, смотрели на него снизу вверх, и каждый полагал, что есть в нём какая-то загадка. А еще он был интеллигентом в самом светлом значении этого слова.

Есть такое выражение «белая кость, голубая кровь»… Это о нём. Он стал легендой редакции, и рассказы о нём, о том, как с ним рядом жилось и работалось, передаются из уст в уста вот уже 30 лет. Именно столько лет его нет рядом с нами.

Корни

Родился Павел Павлович 14 августа 1924 года в Ростове-на-Дону. Отец Павел Филиппович — железнодорожник, хороший специалист перебрался из буржуазной Польши в Россию, в которой произошла революция. Мать Елизавета Варфоломеевна из купеческой среды. Одарённая, разносторонняя талантливая женщина. Знала языки, красиво пела, играла на фортепьяно. И, как выяснилось позже, оказалась прекрасной женой и матерью.

У обоих это был второй брак и по трое детей. А когда они объединились в одну семью, родили вместе ещё троих…

Жили дружно и открыто. К ним заходили по делам и просто так соседи, друзья, приятели, подруги и товарищи детей…

Война

Началась война. В ноябре 41-го в город Ростов-на-Дону вошли фашисты. Они пробыли здесь первый раз несколько дней. Но семнадцатилетний Павел успел ощутить, что такое оккупация. Когда Ростов освободила Красная армия, он не стал ждать повестки, решил добровольцем идти на фронт.

Военкомат направил его в артиллерийское училище. А оттуда Павел попал на передовую. Со своими товарищами оборонял Кавказ.

Но долго воевать ему не пришлось. В декабре 1942 при очередном авианалёте «мессершмидт» зашел в атаку на их артиллерийский расчёт. Но и артиллеристы направили на фашистский самолёт дуло своей пушки. От самолёта отделилась бомба. Артиллеристы успели выстрелить. «Мессершмидт» рухнул, а расчёт погиб почти в полном составе. Остался в живых только тяжелораненый восемнадцатилетний лейтенант Корчинский… За этот бой он был награждён медалью «За отвагу».

Медики поражались, что Павел выжил с таким тяжёлым ранением. Его зашивали в нескольких местах и удалили лёгкое.

В госпитале вёл себя мужественно. Вокруг стонали. А он зарядку делал. Попросил, чтобы ему нашли гирьки, которые ему заменили гантели.

На фронт больше не попал. Его комиссовали, рекомендовали деревенский свежий воздух и молоко.

Павла направили на комсомольскую работу. Затем он был избран третьим секретарём райкома комсомола в Староминском районе Краснодарского края. В организаторском комсомольском деле помогало то, что Павел умел играть на баяне и фортепиано. Параллельно учился в высшей партийной школе на факультете журналистики. Женился на красивой комсомолке Зое.

Потом в его биографии появилась станица Кущёвская. Он там работал ответственным секретарём районной газеты. Родились дети — сын Владимир и дочь Наталья.

Северская. Первые дни

В апреле 1967 года Павел Корчинский был назначен редактором газеты вновь образованного Северского района. Редакция и типография разместились на улице Народной. Редактор и название газеты сам придумал, как он считал, красивое и романтичное — «Зори Октября». Хороший художник, он сам нарисовал эти два слова.

В первые дни в стены возрождённой редакции вошли бухгалтер Нина Ивановна Падий, машинистка Вера Викторовна Шуняева, корректор — вчерашняя школьница Катя Старушек, корреспондент Саша Литвинов, который однажды написал: «Помню первый номер — начало начал, и как над самой первой строкой редактор в раздумье молчал».

Первый номер районной газеты «Зори Октября» вышел 10 апреля 1967 года…

Тогда у редакции не было ни столов, ни стульев. Журналисты и бухгалтер писали на типографских верстальных столах. И пока всё отлаживалось, входило в колею, приходилось работать и по ночам. Всё для того, чтобы газета выходила вовремя.

Дело его жизни

Газета стала делом его жизни. Посвятить любимому делу всю жизнь целиком без остатка не каждый сможет. Павел Павлович — один из таких редких людей…

Возглавлял редакцию 17 лет и вырастил за это время целую плеяду журналистов, которые ныне работают в разных концах страны.

Деликатный и бескомпромиссный, душевно тонкий и требовательный он учил молодёжь, приходящую в «Зори», преданности газетному делу. Говорил:

— Газета — это поэзия. Корреспондент — боец на передовой .

Не уставал повторять:

— Самое главное в человеке — порядочность. А потом — все остальные качества.

Редакционный коллектив — это всегда больше, чем трудовое сообщество. И редактор всегда больше, чем начальник. Товарищ, старший друг безусым юношам или девчушкам, которые приходили сюда иногда прямо со школьной скамьи. И делали жизнь с него. Ну, а благодарные журналисты, выросшие из желторотых птенцов, признавались:

— Уважаем редактора за то, что с ним можно спорить, за то, что он выработал в себе чутьё на любую неточность и ошибку в газетных строчках.

— Не помню случая, чтобы, придя к нему со своими радостями, тревогами, сомнениями, не встречал бы самого искреннего участия. От общения с ним всегда рождалось чувство уверенности в своих силах, гордости за дело, которому посвятил жизнь.

-Хотим мы этого или не хотим, но будем повторять своего редактора. Иного не дано.

— Горжусь, что мне посчастливилось работать с ним, учиться преданности газете, жесткой требовательности к себе, уважению к людям, скромности.

— Он учил нас понимать тонкости газетной работы. Рядом с ним мы познавали азы журналистского мастерства.

— Бодр и весел редактор — живая и радостная газета. Редактор засох, газета испепелилась.

— Газета — постоянное движение мысли, потому что она — отражение нашей жизни. Делать её — удовольствие, быть её редактором — почётно.

— Это мой первый наставник. Мудрый и добрый — таким я запомню его навсегда. Если есть во мне что-то хорошее, то и это не без участия редактора.

— Честен и принципиален во всём. Жил газетой. Никого не обидел. Помогал молодым, воспитывал кадры. Очень любил людей и свою профессию.

— Если получилось что-то стоящее, Пал Палыч не замедлит позвать к себе виновника события. Радуется так, будто сам написал. Скажет, что о таком материале всю жизнь мечтал. Великое дело — одобрение редактора… Ну, а если уж кто явно схалтурил, берегись, гроза не замедлит разразиться…

 И стихотворные, посвящённые ему строки:

 

Певец отваги трудовой

и современности глашатай…

Мы дорожили, как наградой,

его скупою похвалой.

Он нам по праву старшинства,

по долгу истинного братства,

Передавал свои богатства —

 первоосновы мастерства.

*   *   *

В газету вы пришли солдатом,

И им остались до конца.

Строку вы сделали набатом.

Клеймили словом подлеца.

С задорным пылом,

сердцем чистым,

Вы не давали нам вздохнуть.

Но сколько после журналистов

в газету свой избрали путь.

*   *   *

«Да, — Пал Палыч,

промолвит в ответ, —

Это слово

здесь явно не к месту.

В предложении ясности нет.

Ну, а тут

перегруженность текста.

Этот вычеркнем, видно, кусок.

Здесь ещё

поработаем малость.

Тут, пожалуй,

допишем пять срок.

Правда: здорово то,

что осталось?».

…Изменилось у газеты название. Меняются технологии и тираж. Но одно остаётся неизменным. Газета требует, чтобы её делали неравнодушные люди. Иначе ничего не получится. Это нам внушил наш любимый редактор Павел Павлович Корчинский, которого мы никогда не забудем.

Людмила Бухало.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie. Подробнее