Общество

Пасха — путь из ада

Остаётся десять минут до полуночи… В храме тепло, даже немного душно. Слышно, как потрескивают горящие свечи, поскрипывают раз от раза половицы, не выдерживая такого количества пришедших. Предпраздничная суета закончилась, приготовления завершены, и остаются мгновения до крестного хода. На минуту замираешь и долго всматриваешься в сторону мерцающего огнями гирлянд алтаря, откуда доносится тихий звон бубенцов на кадиле… Такими были детские воспоминания первой осознанной моей Пасхи.

С каждым годом этот день становился для меня всё важнее. В первую очередь по своему значению. Ведь Воскресение Христа — это суть христианства! Сам апостол Павел говорит: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1 Кор. 15:14). Значит, любая проповедь, любое слово должно начинаться со свидетельства истинности воскресения Христова. Многим из нас уже стала привычна икона Воскресения Спасителя, где Христос изображается вышедшим из гроба, камень от входа которого лежит неподалёку, а воины-стражники падают на землю.

На самом деле, если полюбопытствовать, то мы найдём более каноничный (верный) образ Воскресения. В древней Руси такой иконы, как у нас, не было. Воскресение изображалось образом «сошествия во ад», или верней «исшествия» из ада. Посмотрев на икону, мы увидим, как Христос выводит из преисподни первых людей — Адама и Еву, поднимающихся из гроба. Эта икона в действительности передаёт весь смысл воскресения Господа.

Что же произошло в ту далёкую ночь? Произошло невиданное и невероятное — Творец всего мира спустился в ад — место, которое по определению должно быть лишено Его присутствия, потому что смысл мучений грешных душ — это невозможность общения с Богом. И что самое важное — главной целью Христа была проповедь покаяния уже умершим людям, всему человечеству, которое жило до Его Рождества и не слышало проповеди. Справедливо? По-моему, даже более чем. Апостол Пётр в учении о крещении прямо говорит, что Христос, «ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедовал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению» (1 Пет. 3:18). Выходит, именно в этот момент совершилось событие космического значения, имеющее прямое отношение ко всем нам! В Откровении Христос говорит: «Имею ключи ада и смерти» (Откр. 1: 17-18). Вот эти ключи, попираемые символически Господом, мы видим на иконе. Присмотритесь внимательно, и вы увидите, что под вратами ада, на которых стоит Христос, валяется множество оков и цепей, что мешали спасению людей, их соединению с Творцом.

У замечательного церковного писателя IV века Ефрема Сирина в «Нисибийских песнопениях» мы находим пространный монолог Смерти, которая говорит о том, что её власти никто не избежал, кроме Еноха и Илии, которых она не нашла. «Смерть окончила свою надменную речь, и голос Господа нашего прозвучал в шеоле (по евр. — ад); и Он воскликнул и взломал гробы — один за другим». Святитель Иоанн Златоуст призывает обратить внимание, что Христос не просто «открыл врата медные», но «сокрушил» (Ис. 45:2), чтобы пребывание в узах сделалось бесполезным. Вот что он пишет: «Хочешь знать, как была она сурова, неумолима и тверда, словно алмаз? В течение столь долгого времени никто не убедил её отпустить ни одного из тех, кем она обладала, пока, сойдя (во ад), не принудил её (к этому) Владыка Ангелов. Ибо сначала Он связал сильного, а потом расхитил сосуды его. Ведь это место ада было мрачным и безрадостным и никогда не приняло оно естество света. Ибо они были поистине тёмными, пока не сошло туда Солнце справедливости, не осветило и не сделало ад небом». Христос буквально «вламывается» в ад, врата которого падают. Это падение вызвало многочисленные землетрясения после смерти Спасителя. Об этом сказано в Псалтири: «Он… вывел их из тьмы и тени смертной… сокрушил врата медные и вереи железные сломил» (Пс. 106:10-16).

В этот момент события происходят следующим образом: после того, как Христос входит в ад, Он связывает сатану узами вечного мрака. Господь пробуждает праведников, которые воскресают не только душой, но и телом. По преданию воскресли известные нам Мелхиседек, Иов, пророк Даниил, три отрока, Семеон Богоприимец и его сыновья. Господь их воскрешает, чтобы они на земле рассказали о победе над смертью. После их рассказа людям, они повторно умирают в день Вознесения (чтобы вместе с Господом войти в рай). Евангелист Матфей подтверждает их воскрешение: «и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:52-53). Выходит, даже явственные для всех доказательства истинности были налицо! Вот почему так сильно боялись консервативные иудеи этой вести, запрещая апостолам проповедовать о воскресшем Христе!

Можно справедливо спросить, почему Христос воскрес в «первый день недели» (по еврейскому календарю следовал за субботой). Потому что начинается эпоха новой вселенной, новой жизни и новой эры человечества! В тот же день, когда Бог начал творить весь мир, Он его вновь зарождает через Христа. Почему же Христа распинают в пятницу? Потому что в этот день был сотворён человек. Почему нам неизвестно точное время (часы) воскресения? Восьмой день Творения (или новый первый) — это вступление вселенной в вечность, а вечность не описана временем. Поэтому момент Воскресения остаётся тайным и не описывается никем. Даже ангелы не видели, как Иисус воскрес из мёртвых. И с этого момента начинается Новая вселенная.

Христос воскресает, освободив мертвецов, и Сам преображается телом. Ведь Он не выходил из пещеры — камень был привален ко входу — Он прошёл сквозь неё. Учёные, изучавшие Туринскую плащаницу, как-то заявили, что эта ткань перенесла мощнейший всплеск энергии, сохранив отпечаток на волокнах. И всё действительно сходится — Христос воскресает, завёрнутый в эту ткань, и проходит сквозь неё, освещая её Своим светом. А вместе с Ним воскресаем и мы, получая замечательную возможность стать святыми и соединиться с Богом! Это и есть самая главная причина молитвы и присутствия за пасхальным богослужением, которое для многих стало лишь традицией освящения куличей и яиц.

…Крестный ход уже входит в храм, залитый ослепительным светом паникадил, свечей. А в самом центре храма, на символическую гробницу, священник установил изображение Того, Кого не смог удержать гроб — Победителя смерти, Христа, сходящего в ад. Я смотрю на Него и вспоминаю всё, о чём думал за десять минут до полуночи… И раздается торжественный и потрясающе мощный аккорд хора: «Снизшёл еси в преисподняя земли и сокрушил еси вереи вечныя…»

Христос Воскресе!

Н. Кияшко.

 

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту