Общество

Педагог-путешественник


«Земля дрожала, и мы вместе с ней»

Валя родилась весной 1941 года, а в июне началась война. Во время фашистской оккупации они с мамой жили в Краснодаре.

— Мама рассказывала, что люди голодали, на рынок ходить было страшно, там постоянно стояли немцы, чуть ли не ежедневно подъезжала «душегубка», и людей нещадно загоняли в эту машину смерти, — вспоминает Валентина. — Один раз мама попала под такую облаву, но чудом вырвалась из рук фашистов.

Поскольку родители Полины Николаевны жили в Ильской, она брала маленькую Валю под мышку и ехала с ней в станицу. А обратно в город они частенько шли пешком по шпалам. По пути женщина собирала дрова, чтобы было чем протопить печь в Краснодаре. Однажды они чуть не угодили под шальную немецкую пулю, которая чудом попала в рукав маминого пальто, всего в нескольких сантиметрах от Валиной головы.

В Ильской во время обстрелов малютка Валя вместе с мамой, бабушкой, двоюродными братьями и сёстрами пряталась в окопах.

— Один из окопов был вырыт у бабушки в саду, там лежала куча подушек, перина, сверху доски. Когда стреляли, мы все бежали в это убежище. Земля дрожала, и мы вместе с ней…

После войны Валентина с мамой и отчимом какое-то время пожили в городе, а потом переехали в Ильскую. Валя ходила в местную школу № 15. Учиться ей нравилось, особенно хорошо давались естественные науки. А красивая, всегда подтянутая учительница биологии была для девочки настоящим кумиром. Возможно, её идеальный образ и повлиял на выбор будущей профессии.

Но прежде чем прийти работать в школу, Валентине пришлось помёрзнуть на Урале, потрудиться в цехах и на башенном кране.

Спасибо Челябинску за хороших людей и любовь!

Окончив десять классов, она провалила экзамены в техникум и уехала с подругой в Крымск работать на местном консервном комбинате. Труд этот был нелёгкий, но молодым девчонкам так нравилось чувствовать себя взрослыми и независимыми, что они этого не замечали. А спустя несколько месяцев Валентина рванула ещё дальше от своей родины — в Челябинск.

— До сих пор не могу понять, почему именно туда, — признаётся женщина. —  Ткнула пальцем в карту СССР, попала в этот город и отправилась на вокзал за билетом.

Весенний Челябинск встретил южанку морозом, дымящими трубами заводов и необычайно добрыми людьми. Когда встал вопрос с пропиской, каким-то чудом ей встретилась семья, которая предложила комнату в своём доме.

— Пришла на приём к секретарю горкома комсомола просить устроить меня на завод, а он посмотрел документы и предложил работу в школе пионервожатой. Я замотала головой, мол, нет, только на завод пойду. Он усмехнулся и отправил меня за дверь, — с улыбкой вспоминает Валентина. — Но на второй день я пришла на приём уже к другому секретарю. Он предложил место в горкоме, я снова упрямо начала проситься на завод. Он посмотрел на меня как на сумасшедшую, мол, кто отказывается от такой должности? Но я поджала губы и продолжала стоять на своём. В итоге отправил меня в стройбригаду на челябинский электровозоремонтный завод разнорабочей.

Здесь труд был уже адским. Валентина наравне с мужчинами носила тяжёлые кирпичи и блоки, отчего вены на руках вздувались так, что смотреть было страшно. А вскоре на завод пришёл новый инженер по технике безопасности родом из Волгограда и, пожалев Валентину, устроил её на курсы крановщика там же, при заводе. Так она стала крановщицей и вскоре лихо поднимала электровозы весом до 75 тонн. При этом зарплата была небольшой, на такую не разгуляешься, хватало лишь на еду и аренду комнаты. Так жила Валентина, трудясь, как папа Карло, и ни о чём не думая, пока в её жизнь не нагрянула любовь.

А звали эту любовь Николаем Семёновичем, он попал в промышленный Челябинск из Кировской области. В то время долгую проверку чувств устраивать было как-то не принято, и уже через четыре месяца молодые поженились. Свадьба была небогатой, без фаты и прочих украшений, но весёлой. Шастины получили комнату в общежитии, а вскоре на свет появился первенец Серёжа. На дворе был 1962 год. Однажды мальчик сильно заболел, и врач, посмотрев анализы, настоятельно порекомендовал свозить его на юг, к морю. Шастины недолго думая поехали в Сочи. Малыш быстро пошёл на поправку, и супруги решили переехать сюда насовсем. Выбор пал на вторую родину Валентины — Ильский, где купили дом, в котором живут по сей день.

По будням химия, а в выходные — горы

Словно предвидя, что будет работать в школе, Валентина Шастина ещё в Челябинске начала собирать журналы, картинки и прочий раздаточный материал для своих будущих учеников. Судьба уже тогда давала знаки, что быть ей учительницей.

В 1964 году Валентина пришла в 52-ю школу пионервожатой и параллельно поступила в Кубанский госуниверситет на факультет естественных наук. Уже на третьем курсе она вела в школе уроки химии и биологии.

— Мне нравится работать с детьми, с ними легко и интересно. Со взрослыми труднее, — отмечает Валентина Гавриловна. Она убедилась в этом, когда 11 лет проработала директором 52-й школы. — За 49 лет в школе всякое бывало, но дети всегда давали мне мощнейший заряд энергии и сил.

Буквально с первых лет работы в школе Валентина Шастина занялась туризмом. Она до сих пор помнит свой первый поход на Собер с двадцатью школьниками. Точного маршрута они тогда не знали, под вечер дошли до родника, напились воды, устроили там же ночлег, а утром вернулись домой. Но комом оказался только первый блин. Все последующие путешествия по кубанским местам проходили у Шастиной как по маслу.

Валентина Гавриловна в шутку называет себя лягушкой-путешествен-ницей, ведь она исходила вдоль и поперёк всё предгорье Кавказа, все известные пещеры и долины дольменов, водопады и заповедники. И всегда рядом были дети, её ученики. Впрочем, в этих походах охотно участвовали и родители, и коллеги-педагоги.

— По-своему интересно везде, — говорит Валентина, — Мы ведь даже не подозреваем, сколько красивых и уникальных мест есть в нашем крае. Заграничные курорты и рядом не стоят. И потом, наша жизнь — в движении. Я никогда не чувствую усталости, поднимаясь в горы. Вот она целебная сила природы! А как ушла на пенсию, сразу начала болеть… Сперва испугалась, а потом вдруг поняла, что вылечусь, только если буду такой же активной, как в школе. И как раз в этот самый момент меня пригласили в местный Совет старейшин.

Главное — на месте не сидеть и чай с мёдом пить

Сейчас Валентина Гавриловна курирует в посёлке вопросы экологии и патриотизма. Но и от туризма не отказывается. Выпускники уже поставили её перед фактом, что в конце весны они обязательно идут с ночёвкой в горы. Эта традиция не нарушается уже много лет.

Уже в Ильском у Валентины и Николая Шастиных появилось ещё двое детей — Евгений и Светлана. У всех высшее образование. Сыновья открыли частные стоматологические клиники, дочь работает в индустрии красоты. Подрастают четверо внуков, все мальчишки. Дети и внуки — их большая гордость. Любимое занятие семейства Шастиных — всем вместе ездить на рыбалку. Есть у Валентины ещё одна страсть  — цветоводство. А ещё они с мужем уже много лет держат пчёл, считая, что мёд дарит здоровье и долголетие.

Глядя на эту улыбчивую женщину с озорным блеском в глазах, так и хочется спросить, в чём же заключается секрет её счастья.

— Мне по жизни везёт на хороших людей. И за это я благодарна судьбе. А ещё за то, что она привела меня в школу. За эти полвека я ни разу не пожалела, что стала учителем.

Яна БОГАТЫРЁВА.

Фото Геннадия ШКИЛЁВА и из семейного альбома В. Шастиной.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту