Общество

Под зонтом у Бога

Эту женщину в районе знают многие. Объяснение её популярности простое: она стояла у истоков возникновения сотен, а может, и тысяч семей. Потом записывала в акты гражданского состояния даты рождения их первенцев. А, если короче и конкретнее, Валентина Ивановна с 1967 по 1999 год возглавляла работу районного загса. А ещё семь созывов была депутатом районного Совета.

«Это чудо, что судьба подарила мне любимую работу. Она стала моим призванием, смыслом моей жизни, — вспоминает Чалова. — Я ею жила. Только ночевала дома… Когда-то прочитала строки, которые, как мне показалось, обо мне и моей жизни: «Счастливый человек ходит под зонтом у Бога!»

Рядом с мамой

Валентина Ивановна — коренная кубанка. Отец Иван Спиридонович Артюшенко погиб на фронте. Мама Вера Фёдоровна воспитывала дочку одна. До войны доила коров в колхозе. А потом приняла решение переехать в город. В Апшеронске Вера Фёдоровна работала на хлебозаводе в кондитерском цехе. Вскоре её имя стали называть среди лучших пекарей Краснодарского края.

Жили трудно. Снимали комнаты и углы. Недоедали. О новом платье маленькой Вале оставалось только мечтать.

Мама учила дочь человеческим премудростям, главными из которых, как позже определила для себя Валя, было умение любить людей и подставить плечо тому, кто нуждается в помощи.

Девочка после окончания школы поступила в Краснодарское культурно-просветительское училище, которое в те годы базировалось в Хадыженске. Выбрала для себя хореографическое отделение, потому что без памяти любила танцевать.

— В училище тогда работали замечательные, влюблённые в своё дело преподаватели, — рассказывает Валентина Ивановна. — Я бесконечно им благодарна за врученный мне багаж знаний. За то, что смогли зажечь во мне творческий огонь, который освещает мне дорогу по жизни и согревает меня. Всегда считала себя работником культуры.

Вальс под рапсодию Брамса

В 1960 году переехала в Северскую. Работала на маслозаводе инспектором по кадрам. Одновременно вела хореографические кружки на маслозаводе и в Доме пионеров.

Взрослые и дети вместе со своим юным руководителем танцевали вальсы и польки, молдавский жок, «били» модную тогда чечётку. Валя придумывала хореографические фантазии под классическую музыку, например, под четвёртую рапсодию Брамса. Сама стремилась к высокому и за собой вела. На краевых конкурсах художественной самодеятельности и взрослые, и детские хореографические коллективы, которыми руководила Чалова, занимали призовые места.

В 1967 году станица Северская после реорганизации стала снова районным центром. Валентину пригласили в райисполком и предложили возглавить работу районного загса. Это было для неё неожиданно, но приятно. Если перед тобой ставят серьёзную задачу, это сразу повышает самооценку. А в молодые годы это так важно! Заведующей отделом только-только исполнилось 27 лет.

Всё приходилось начинать с нуля. Первым её имуществом стал стул, который через неделю развалился. Ездила набираться опыта, учиться по всему краю: в Краснодар, в Новороссийск, в Сочи.

Ах, эти свадьбы!

Регистрация актов гражданского состояния — дело серьёзное. Поэтому в идеале им должны заниматься люди дотошное и кропотливые. Чалова их нашла, объединила в команду. Она вспоминает с благодарностью Александру Григорьевну Гац, Ирину Григорьевну Зайчик, Татьяну Васильевну Фёдорову. Они занимались записью и регистрацией актов гражданского состояния, работали с архивными документами.

Бракосочетание, регистрация новорождённого — такие важные события, которые люди помнят всю жизнь. В годы, когда страна строила коммунизм, не каждый отваживался на венчание или крещение ребёнка в церкви. Если ты коммунист или комсомолец, такое возможно разве что тайком.

«Мы должны сделать всё возможное, чтобы у нас эти обряды стали яркими праздниками, — решила заведующая загсом. — Здесь в одиночку не справиться. Надо искать единомышленников».

И она нашла их среди руководителей района и культработников.

Все торжественные обряды в основном проходили в Доме культуры. Свидетельства о бракосочетании или рождении ребёнка жениху и невесте, молодым родителям вместе с заведующей загсом вручали депутаты, а то и сам председатель районного Совета. Все обряды проходили очень трогательно и торжественно.

Те, кто присутствовал на обряде бракосочетания, вспоминают: «Валентина Ивановна так могла благословить союз, что слёзы от сознания важности момента у жениха с невестой, у родителей новобрачных и свидетелей этого события лились ручьём. Так её слова доходили до каждого сердца! И в то же время всё это было настолько светло и радостно!»

— Молодые! От них невозможно глаз оторвать. Ну совсем как в песне: «Был жених — серьёзный парень, а невеста ослепительно была молодой», — делится впечатлениями об увиденном и пережитом Валентина Ивановна.

Самое «урожайное» время года — осень. По субботам регистрировали до 15-16 свадеб.

Чалова показывает снимки из семейного альбома. Очень много среди них фото, где она на работе:

— Вот на ступеньках Дома культуры целая вереница новобрачных. Невесты — белые лебёдушки. Женихи один другого краше…

— А вот первая моя золотая свадьба. Я так тогда так волновалась!

Любила проводить серебряные юбилеи. Чувства у пары проверило время. Дети подросли. У кого-то уже и внуки появились. А лица по-прежнему светятся от любви.

Ни один праздник не походил на предыдущий. К каждой паре искала индивидуальный подход. Повсюду, где приходилось бывать, даже в отпуске, старалась посмотреть, как работают мои коллеги. В Риге решила обойти все дворцы бракосочетания. Такая красота, такой дизайн!  А душу ничего не тронуло. У нас лучше.

Обряд может пройти в народных традициях. То это кубанская свадьба, то истинно русская, то греческая, и на неё явится древнегреческая богиня брака Гера со своей свитой.

…Шли годы. В загс приходили уже дети тех, кто здесь зарегистрировал свой брак 20-25 лет назад.

Многие северцы запомнили обряды имянаречения. Они тоже были очень разные.

Валентина Ивановна вспомнила один из них:

— В тот зимний день регистрировали сразу двенадцать малышей. Снег сверкал в лучах ослепительного солнца. Мы на двенадцать тачанок усадили молодых родителей с новорождёнными, наречённых родителей, баянистов и самых голосистых певуний. Катание по заснеженным станичным улицам. И потом в Доме культуры — яркий праздник, наполненный сердечным теплом и искромётной радостью.

Из 30 лет (в ту пору, когда северский районный загс возглавляла Чалова), девять раз он занимал первые места на краевых конкурсах. Побед было бы гораздо больше… «Ну не можем мы вам каждый раз первые места присуждать. Другим будет обидно», — оправдывались перед Чаловой организаторы конкурсов.

Отдавшему воздастся

Всё-таки от личности человека, который взялся возглавить дело, очень многое зависит. Кто-то видит на земле лужи, а кто-то — отражающиеся в них звёзды. Чалова — из когорты последних. Она всю жизнь дарила людям своё сердечное тепло. Но не зря говорится: «Отдавшему воздастся».

— Я счастливый человек, потому что хожу под зонтом у Бога, — признаётся Валентина Ивановна. — Любила и была любима. И работа досталась мне любимая. У меня две взрослые дочери Татьяна и Виктория, трое внуков — Илья, Мария, Яромир, двое правнуков — Давид и Анатолий. Со мной рядом верные проверенные десятилетиями друзья и… томики любимых мною Байрона и Блока.

Вот он, мой мир.

Одного, как ласки,

прошу я у природы.

Пусть она тепло даёт

и солнечные краски,

И тишину, что сердцу так нужна.

Я прошлое почти благодарю.

В нём есть просветы.

Пусть оно сурово.

Когда ж о настоящем говорю,

Моя душа

хвалить его готова уже за то,

что вижу и смотрю.

Живу почти круглый год в станице Азовской на даче, в гармонии сама с собой. Увлеклась цветоводством. У меня только роз 120 кустов. И это моё хобби дарит мне много радостных мгновений.

Людмила Бухало.

На снимках Валентина Чалова.

Фото их семейного альбома.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту