Общество / Статьи

«Погиб в войну под Крымском, но его могилу мы так и не нашли»

Жительница Северского района Раиса Забырько хочет увековечить имя брата, который погиб под Крымском в Великую Отечественную войну.

Раиса Васильевна родилась в 1939 году в хуторе Воликов (Северское сельское поселение). Несмотря на то, что была совсем маленькая, она хорошо запомнила своего старшего брата Петю, который погиб на фронте.

Раиса Васильевна Забырько

Их отца Василия Григорьевича Прудкого направили в станицу Северскую для создания колхоза «Красный пахарь». Он работал бригадиром свинофермы, был секретарём партийной организации. Мама Пелагея Александровна трудилась животноводом в этом же колхозе. В семье помимо Раисы было ещё четверо детей.

– Что такое война, я узнала в 1943 году. Наша семья эвакуировалась в горы. Даже сейчас в памяти слова отца: «Не бойся, мы будем в горах есть мушмулу!», – рассказывает она.

По решению райкома весь скот из колхоза угнали в горы. Комсомольцы и передовики сельского хозяйства ухаживали за животными. Если летел немецкий самолёт-разведчик, в первую очередь прятали детей и колхозную живность – в ущельях, в чаще леса, чтобы не было видно ни одной живой души. Вечерами люди часто слышали залпы, взрывы – это шли бои на Ламбине.

Только через шесть месяцев вернулись домой.

– Помню, старший брат Петя нёс меня на плечах через ущелье, где-то далеко внизу шумела вода. Я плакала от страха и голода. А Петя говорил: «Думаешь, мне не страшно?» – и понемногу давал мне варёной кукурызы.

Из леса мы вышли на Сиротский бугор, откуда был виден хутор. Я закричала: «Вон наш дом! Говорили, что его взорвали, а он стоит!». Взрослые все молчали. Только когда мы подошли ближе, я увидела, что все дома разбиты, а крыша нашего как решето. Потом женщины рассказали, что, уходя из хутора, немцы заминировали дома. Страшно вспоминать. Наши солдаты несли раненого командира и подошли к крайнему дому, дёрнули двери – и все пятеро погибли…

Потом Петя ушёл на фронт. Последнее письмо от него пришло в 1943 году из хутора Черниченко Крымского района, где погибли 18 тысяч человек.

А через время пришла похоронка: Пётр Прудкий погиб на Высоте 121 – ныне это Сопка героев, юго-западнее села Экономическое Крымского района.

…После того как немцев выгнали из Северского района, в хутор приехали военные и попросили, чтобы колхозники помогли похоронить погибших солдат. Женщины и девочки брали носилки и шли в лес.

– Прошло много лет, а я и сейчас помню, как раздавался горький плач то в одной, то в другой стороне. Это находили погибших. Их переносили через железную дорогу в хутор Бондаренко к школе, где и предавали земле.

У Раисы Забырько сохранились имена жителей хутора, которые помогали в захоронении: Клавдия Гусева, Прасковья Бруцкая с дочерями Тамарой и Леной, Мария Фельдшерова, Вера Домилович с дочерью Шурой, Ольга Шумейко, Мария Крантелевец с племянницей Галей, Александра Черниенко и её мама Пелагея Прудкая. Детских садов тогда не было, и мама всюду брала дочку с собой. В тот раз и она нашла погибшего солдата.

Окончив начальную школу в хуторе, Раиса Васильевна продолжила обучение в северской школе №44. Летом работала в любимом колхозе свинаркой, а потом по направлению от колхоза поступила в Донской сельскохозяйственный институт. В 1971 году получила специальность ветеринарного врача и вернулась работать на Кубань, в колхоз «Заветы Ленина». После была начальником молочного комплекса в хуторе 8 Марта, а также главным ветеринарным врачом в колхозе имени Н.К. Крупской в Динском районе. С 1979 года трудилась в станице Северской в должности главного ветеринарного врача колхоза «Заветы Ленина».

Раиса Забырько несколько лет искала могилу своего брата Петра Васильевича Прудкого, но так и не нашла.

Она обращалась в военкомат, но о погибшем бойце ничего не было известно. Побывала на 46 захоронениях в Крымском, Северском, Абинском, Анапском и Новороссийском районах, но фамилии и имени брата так и не нашла. На мемориале «Сопка героев» высечена надпись Прудкий Павел Васильевич, но у неё нет уверенности, что это брат, ведь имя не совпадает. На Сопке героев погибло 500 тысяч человек, а только 24 тысячи занесены в список.

– Я так хочу, чтобы имя моего брата было увековечено на мемориале в станице Северской, ведь он уроженец нашего района, – говорит Раиса Васильевна.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту