Общество

Покупатель – продавец: кто прав, кто виноват?

В редакцию газеты «Зори» обратился Сергей Александрович Ховренко из посёлка Ильского.

Он рассказал, что 3 сентября в 11 часов он пошёл в хозяйственный магазин, который находится на территории рынка посёлка Ильского. Хотел купить поролон и попросил продавца развернуть рулон. Но продавец грубо отказал ему в просьбе. Сергей Александрович спрашивает: имел ли право продавец так поступить? Также он отметил, что не увидел в магазине уголка потребителя и пожарного щита (хотя в магазине есть легковоспламеняющиеся товары).

Обращение С.А. Ховренко мы направили в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Краснодарскому краю в Северском, Абинском, Крымском районах.

Начальник отдела Екатерина Вечерняя прокомментировала это обращение так:

– С 1 января 2021 года на территории РФ вступили в силу новые Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утверждённые постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. №2463. Правила будут действовать до 1 января 2027 года, и фактически это единый документ, регулирующий правила торговли в розницу, включая продажу товаров дистанционным способом.

Согласно Правилам продавец обязан направлять ответ потребителю в случае поступления от него претензии. Очевидно, что речь идёт о претензиях, предъявляемых в рамках закона о защите прав потребителей, соответственно, при подготовке ответа продавец должен руководствоваться сроками, установленными в законе для каждого вида претензий. Требования к ценникам стали более общими. Как и прежде, на ценнике должно быть указано наименование товара, цена за единицу товара или за единицу измерения товара.

Закреплено право продавца на предоставление товарного или кассового чека с помощью электронных и иных технических средств.

Из обихода ушла книга отзывов и предложений. Продавец освобождён от обязанности иметь эту книгу и предоставлять её покупателю по первому требованию.

Продавец больше не обязан по требованию покутеля знакомить его с товарно-сопроводительной документацией на товар; иметь прейскурант и личную карточку у представителя продавца при продаже товаров посредством разносной торговли; обеспечивать бесплатную погрузку крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя в случае доставки этого товара силами покупателя.

При этом закреплена прямая обязанность продавца в случае поступления претензии потребителя направить ему ответ в отношении заявленных требований. Непосредственно на торговых объектах (за исключением мест, которые определяются продавцом и не предназначены для свободного доступа потребителей) не допускается ограничение прав потребителей на поиск и получение любой информации в любых формах из любых источников, в том числе путём фотографирования товара, если такие действия не нарушают требования законодательства Российской Федерации и международных договоров РФ. Таким образом, любой потребитель вправе зафиксировать, например, при помощи камеры мобильного телефона те нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.

Комментарий по этому вопросу нам также дала адвокат Евгения Сергеевна Лещенко:

– Конечно же, продавец не прав в данном случае. Так как одними из прав покупателя являются права: приобретать товары надлежащего качества и безопасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, а также получать необходимую и достоверную информацию о товарах и об их изготовителях, то, конечно же, продавец не может отказать покупателю в осмотре товара. Не говоря уже о грубом отказе. Здесь действует не закон о защите прав потребителей, а элементарные этические правила общения между людьми.

Оказавшийся в такой ситуации покупатель должен помнить о том, что с момента передачи товара (заключения сделки купли-продажи, в том числе и в устной форме) риск повреждения товара несёт он сам. И если он сразу не проверит товар, то потом, если товар окажется некачественным, ему сложно будет доказать, что именно такой, повреждённый или некачественный, товар передал ему продавец. Однако если потребитель не потребовал проводить осмотр и проверку товара, продавец такую проверку по собственной инициативе проводить не обязан.

За нарушение же правил продажи отдельных видов товаров, в которых закреплена и обязанность продавца по требованию покупателя предоставить ему возможность проверить и осмотреть товар, продавец несёт административную ответственность. Отказ продемонстрировать товар можно расценивать как отказ предоставить информацию о товаре.

При покупке товара обязательно проверяйте его внешний вид, комплектацию и работоспособность. Это поможет избежать проблем.

Изображение: котовчанин.рф

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту