Общество

«Положи мне ладони на плечи…»


И вот она, эта дата…

— Положи мне ладони на плечи, посмотри, как бывало, в глаза. И тебе одному я отвечу всё, что можно сказать и нельзя. Ты грехов моих знаешь безгрешность. Обо мне знаешь больше, чем я. И твоя терпеливая нежность, как ребёнка, утешит меня.

Эти поэтические строки Евгения Ивановна адресует своему спутнику жизни Дмитрию Дмитриевичу Бондаренко: «Я ему доверяю абсолютно. Он очень надёжный человек».

Супруги Бондаренко в настоящее время живут в селе Львовском среди людей, которые любят их и уважают.

Дети войны

Плечо, на которое можно опереться, Жене с детства было необходимо. Родилась в Пензе перед самой войной. Отец погиб на фронте. Мать умерла, когда девочке было двенадцать лет. Над ней и её братом оформил опекунство дядя.

Дмитрий появился на свет на Кубани на хуторе Пороно-Покровском в сентябре сорок третьего. Семья пережила все трудности оккупации. Фашисты, которые находились в районе полгода, отняли у хуторян все продукты, а из семьи Бондаренко увели ещё и корову. Брат-близнец Дмитрия Ваня не выдержал испытаний голодом, умер.

Мать Мария Ивановна работала в колхозе, она кормила детей тем, что ела сама: варёными свёклой и тыквой. Несмотря на такую пищу малыш набирался сил. Заботливо ухаживали за ним сёстры Рая, Оля, Лида.

Отец Дмитрий Дмитриевич Бондаренко воевал. Дошёл до Берлина. Когда вернулся домой, жена подарила ещё одну дочь — Любовь.

Дима рос трудолюбивым ребёнком. Ходил в школу в село Львовское, до которого было семь километров. По дороге выкапывал кротов, а шкурки сдавал в заготконтору по 10 копеек. Такой вот доход… Подспорьем для семьи была и рыбалка. Рыбу мальчик иногда продавал соседям или менял на что-нибудь. Не чурался «женской» работы. Мать заплакала от радости, когда её сын сам сшил из какой-то холстины штаны. Более того, он решил связать свою жизнь со швейным делом.

В техникуме

Комсомолку Женю избрали секретарём комитета комсомола. Дима был физоргом, играл в волейбольной команде за сборную техникума.

Общественные дела сблизили молодых людей настолько, что Дима однажды набрался храбрости и попросил: «Жень, у меня стирка накопилась. Боюсь, что из меня прачка плохая. Выручи».

— Я даже не думала, что стройный красавец Дима хотя бы просто посмотрит в мою сторону. Ведь в группе было около тридцати девочек и всего два мальчика, — признаётся Евгения Ивановна.

А Дмитрий Дмитриевич вспоминает:

— Пришёл за чистым бельём и увидел, что девушка даже носки погладила. У меня тогда комок в горле встал, и я принял самое важное, самое верное в жизни решение: мы должны быть вместе.

Рука об руку

После окончания техникума молодые супруги Бондаренко работали в Подмосковье, затем перебрались на Кубань. Оба устроились в Горячеключевской комбинат бытового обслуживания.

В 71-м случилась армия. Дмитрий два года служил в Ейске в авиаполку. Параллельно занимался любимым делом — перешивал брюки курсантам.

Евгения в то время часто брала командировки в Ейск. А он сбегал к молодой жене в самоволку.

После армии окончил институт лёгкой промышленности. Первую половину жизни посвятил швейному производству. Себе костюмы шил только собственными руками. Это было для него делом принципа. Даже знатоки гадали, где в эпоху дефицита Дмитрий Бондаренко доставал себе импортный костюм. А весь «импорт» выходил из его умелых рук.

33 года преподавал. Большая часть его преподавательского стажа пришлась на работу в Краснодарском внешкольном учебном комбинате. Вёл там такие предметы как конструирование, технология, пошив одежды.

— Всё начинается со стежков, — учил он молодёжь. — Лацкан — лицо пиджака. Это, в конце концов, судья мастера. По лацкану видно, плох портной или хорош.

Сам он, высокий, подтянутый, в отутюженном элегантном костюме, проходил по рядам. А взоры ребят невольно направлялись на лацканы его пиджака. Он показывал, как держать иглу, пользоваться напёрстком, с чего начинать работу. А сам раздумывал, какие шаги предпринять, чтобы среди его учеников не было людей равнодушных, чтобы они полюбили своё дело.

Евгения Ивановна всегда была рядом. Тоже преподавала. Они советовались, спорили, принимали решения. Но пальму первенства всегда и во всём она безоговорочно отдавала ему.

— У него необычный девиз по жизни. Это строки из стихотворения, которое когда-то прочитал в молодости: «Я человек. Я сложно жить хочу».

Дмитрий Дмитриевич в свою очередь заявляет:

— Все мои достижения для неё и от неё. Я благодарю Бога за то, что встретил на жизненном пути такого человека.

Украшая трудом землю

Когда пришла пенсионная пора, бывший мастер производственного обучения Дмитрий Дмитриевич Бондаренко и его жена Евгения Ивановна оставили в Краснодаре двухкомнатную квартиру и перебрались на хутор Пороно-Покровский, в родительский дом. Им достались от родителей в наследство саманная хата и 50 соток земли. Супруги Бондаренко довели свой маленький уголок жизненного пространства до совершенства.

Дмитрий Дмитриевич — человек увлекающийся. У него у первого на хуторе весной появляются на столе ранние огурцы, помидоры, капуста. Двор его дома утопает в цветах с ранней весны до поздней осени. Первый букет дарит любимой жене. Два гектара засеял пшеницей. Полгектара занимает огород.

Сёстры как-то посвятили любимому брату стихотворение, в котором есть такая строчка: «Цену жизни крепко знает. Трудом он землю украшает».

Многие любители «сладкой» жизни хотели бы завести пасеку. Только не у всех получается управиться с этим беспокойным и достаточно хрупким хозяйством. А вот у Дмитрия Дмитриевича получается всё, за что бы он ни взялся. У него сто ульев.

Дмитрий Дмитриевич — уважаемый в селе человек. Вот уже много лет как Бондаренко — депутат львовского сельского Совета. «Внимательный и обязательный», — говорит о нём жена. А кто лучше неё его знает?

Если надо храм построить…

В конце 2014 года его пригласил губернатор. Вместе с ним в зале было человек 25.

— Я собрал лучших людей Кубани, чтобы поздравить, — обратился он к аудитории, — и поблагодарить за то, что вы делаете для своих земляков.

Вот что говорится в благодарственном письме губернатора: «Благодарю Бондаренко Дмитрия Дмитриевича за проявленную гражданскую позицию, милосердие, благотворительность, помощь беженцам с Юго-Восточной Украины».

— Места у нас всем хватит, — вспоминают лето 2014 года Дмитрий Дмитриевич и Евгения Ивановна. — Приняли мы семью с Украины, в которой четверо взрослых и трёхлетний ребёнок. Прожила семья у нас месяц. Но работы в селе, которая бы их устраивала, не нашли. Переехали в посёлок Афипский. А недавно звонили с Дальнего Востока. Всё у них хорошо.

Несколько лет Дмитрий Дмитриевич плотно занимался строительством в селе храма. Племянник Дмитрия Дмитриевича Виктор, который в настоящее время живёт в Краснодаре, решил построить в селе храм: «Наш дед по заданию коммунистов разрушил церковь. А нам надо её возродить». Дмитрий Дмитриевич стал заместителем племянника по строительству. Решал все хозяйственные вопросы. Патриарх Исидор приезжал в село, участвовал в закладке храма. Вот уже больше года, как в храме идёт служба…

Сегодня родные поздравляют Дмитрия Дмитриевича и Евгению Ивановну Бондаренко с золотым юбилеем и желают им здоровья, счастья и долгих лет жизни на радость всем.

Людмила Бухало.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту

Пользуясь нашим сайтом, вы соглашаетесь с политикой обработки персональных данных и использованием файлов cookie.