У меня оставались кое-какие записи, которые надо было уточнить, и я поехал к Порядину на улицу Маяковского в станице Северской.
Чистенький, ухоженный двор, цветущий сад за домом и та же собачка за калиткой. На стук вышел зять Дмитрия Михайловича и сказал:
— А его уже нет, сегодня девять дней отмечаем, – и, помолчав, добавил: – Жаль, пару недель не дожил до Дня Победы, хороший был человек…
Да, это был настоящий русский мужик и воин. В 18 лет, окончив курсы саперов, он попал на фронт, а вскоре из 80 претендентов его одного взяли в полковую разведку. Было это под Курском, где разворачивалось самое грандиозное сражение Второй мировой войны.
Спустя некоторое время, «перескочив» через две ступени – дивизионную и корпусную разведки, он сразу попал в разведгруппу армии, с которой и дошел да Праги.
— Война уже шла к концу, когда нас повернули на Чехословакию, – вспоминал тогда Дмитрий Михайлович. – В Праге был очень сильный гарнизон немцев, и сдаваться он не собирался. В Берлине остатки рейха уже капитулировали, народ праздновал Победу, а мы вплоть до 11 мая выбивали фашистов из чехословацкой столицы.
…Мы сидели во дворе его дома под цветущей вишней, и, окидывая взглядом сад, ветеран говорил:
— И тогда была весна, все цвело, и умирать ох как не хотелось! Тем более что весь мир уже праздновал Победу. Но деваться было некуда, война для нас продолжалась, а мне пришлось даже участвовать в аресте коменданта пражского гарнизона.
И Дмитрий Михайлович рассказал, как их, двоих разведчиков во главе с капитаном, направили арестовывать коменданта пражского гарнизона. Бои в городе практически уже закончились, а комендант еще сидел в Пражском граде. Вот туда они и направились.
— Капитан впереди, мы по бокам зашли в здание, поднялись на второй этаж и четким шагом пошли по длинному и широкому коридору. А из оружия – только по пистолету у каждого в кармане. Немцы из дверей выглядывают и тут же исчезают. А по спине холодок – ну как в спину пальнут! – но пронесло.
Зашли в кабинет, там были комендант и адъютант. Комендант встал, засуетился, что-то сказал адъютанту. Тот налил ему из бутылки полный стакан. Комендант выпил и пошел на выход, а мы за ним.
Вышли не через парадный вход, а во внутренний двор, где нас ждал майор с бойцами, им и передали коменданта. А майор нам сказал: «Свободны, до десяти вечера можете гулять». И мы гуляли по Праге: выпили пива, познакомились с девчатами. А кругом весна, веселье. Одним словом – Победа!
Время неумолимо. Уходят ветераны, но их подвиг останется в веках…
В. Михайлов.