В 1857 году северцы участвовали в сражениях под крепостью Ачхой и при пленении Шамиля под Гунибом в 1859 году. В начале 60-х годов XIX века местом дислокации полка стала территория между городом Екатеринодаром и Константиновским укреплением. Командование и штаб полка были расположены в станице Хабльской (Холмской).
В начале 1863 года русские войска начали вытеснение непокорных горцев из труднодоступных районов Закубанья с целью утверждения своего господства. В этом регионе проживали шапсугские племена, не признавшие русское владычество на Кавказе. Действия полка по окончательному покорению этих земель совпали с очень важным событием. Наместником императора на Кавказе был назначен младший брат царя — великий князь Михаил Николаевич. В конце января Наместник прибыл в укрепление Константиновское (у Новороссийска) и начал знакомство с новыми землями, двигаясь в сторону Григорьевского укрепления.
Честь сопровождения свиты великого князя выпала испытанным в боях северским драгунам во главе с командиром полка, опытным и инициативным боевым офицером полковником В.А. Петровым. Во время сопровождения Наместника особенно опасной стала переправа через реку Убин 26 февраля 1863 года. Река в те далекие годы была гораздо более полноводной и в конце февраля всегда разливалась из-за таяния снега в горах. Это хорошо знали горцы и начали стягивать силы для нападения на русский отряд во время переправы. Для обеспечения полной безопасности Наместника и его свиты из Григорьевского укрепления пришлось срочно высылать дополнительный отряд кавалерии.
При проведении переправы через реку Убин и на протяжении всего пути следования великого князя солдаты и офицеры полка проявили мужество и храбрость, обеспечив его полную безопасность. Это не могло не вызвать у Наместника глубокое уважение к воинам этой боевой части, и вполне закономерно, что впоследствии указом императора Александра II Наместник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич был зачислен в состав Северского драгунского полка в качестве его шефа.
Стычки с горцами во время сопровождения великого князя показали, что участок дороги в районе реки Убин очень опасен и его защиту необходимо усилить. Именно через эти земли постоянно двигались войска, грузы и переселенцы из Екатеринодара. В 1863 году нападения горцев приобрели постоянный характер.
К сожалению, здесь не было русских укреплений и даже постов, поэтому эффективно противостоять горцам не удавалось. Учитывая это, командование Северского полка приняло решение о строительстве нового поста. Об этом было доложено командующему русскими войсками в Закубанье генералу Н.И. Евдокимову, который одобрил данное решение. Поскольку эти земли еще не были заселены, строить деревянные и земляные сооружения поста пришлось самим драгунам. Для этого был выделен резервный эскадрон полка, рядовым солдатам которого пришлось работать не жалея времени и сил.
Благодаря этому менее чем за месяц все сооружения поста были построены, и донесением № 1135 от 9 июля 1863 года об этом было доложено генералу Н.И. Евдокимову. Подполковник Северского полка Антон Соломонович Корганов, автор книги, посвященной истории полка, так пишет о строительстве поста: «Обязанность постройки его выпала на долю драгун и преимущественно резервного эскадрона, вследствие чего и самый пост назван «Северским». Он окончен 22 июня». Службу в нем начала нести команда также из состава Северского полка. Пост был расположен на возвышенном месте левого берега реки Убин — там, где теперь располагается Дом культуры. Теперь драгуны имели возможность визуально контролировать опасный участок дороги и переправу через реку Убин. В случае необходимости гарнизон поста мог оперативно послать вооруженный отряд для отражения нападения горцев.
Однако обстоятельства неожиданно переменились. В начале 1864 года вспыхнули волнения в Чечне, и по предписанию графа Н.И. Евдокимова от 9 февраля Северский драгунский полк в экстренном порядке передислоцировался в Терскую область. Уже 22 февраля практически все разбросанные эскадроны и гарнизоны постов были стянуты в станицу Хабльскую, а 1 марта полк в полном составе выступил из Екатеринодара к новому месту дислокации. Все штабные здания, сооружения и посты, в том числе и Северский, были переданы вновь сформированному территориальному Абинскому полку.
По приказу командира Абинского полка служба на Северском посту была организована составом сборной команды из разных станиц и отставными солдатами. Все станицы, входящие в состав полка, были малочисленны и с трудом обеспечивали собственную безопасность, поэтому для окончательного водворения порядка на берегах реки Убин необходимо было в самое ближайшее время заселить это место, и такое решение было принято.
В конце апреля 1864 года партия переселенцев из станицы Никольской бывшего Азовского казачьего войска во главе с урядником Григорием Михайловичем Воликом была направлена для занятия Северского поста и заселения прилегающей к нему территории. Первоначально этих поселенцев планировалось поселить на реке Белой, но в силу сложившихся обстоятельств генерал Н.И. Евдокимов принял решение направить поселенцев на берега другой реки — Убин.
27 мая партия казаков и членов их семей прибыла в район расположения Северского поста, а на следующий день для встречи с ними прибыл командир Абинского полка подполковник А. Д. Есаков, который произвел раздачу земельных участков. Таким образом, 28 мая 1864 года стало днем основания станицы. Северский пост с его укреплениями стал тем ядром, без которого в первое время было невозможно нормальное существование станицы в условиях реальной угрозы нападения со стороны воинственных горцев.
Вполне естественно, что сразу после образования станицы был поставлен вопрос о наименовании нового населенного пункта. Поселенцы изъявили желание назвать новый населенный пункт станицей Никольской, в честь их родной станицы, которую покинули всего месяц назад. Но вышестоящее командование не поддержало эту инициативу. Командир Абинского полка ходатайство поселенцев отклонил, ибо для переименования необходимо было согласие Кубанского областного правления и санкция генерала Н.И. Евдокимова. Это было сделать сложно, так как уже более года существовал постоянный пост, носящий гордое имя прославленного полка. К тому же это название было закреплено в официальных документах и служебной переписке. В связи с этим было принято решение назвать новую станицу по имени поста — Северской.
Северский драгунский полк, давший название станице, весной 1864 года был передислоцирован в Чечню, где принимал участие в подавлении восстания. Славной страницей в его истории стала война с Турцией в 1877-1878 годы. Полк был награжден георгиевскими лентами за сражение под Карсом. Затем его подразделения были передислоцированы в Закавказье и расквартированы в городе Алексадрополе (Гюмри) Эриванской губернии. Однако ветераны полка хорошо помнили, что на территории Кубани есть казачья станица, названная в его честь.
В марте 1910 года в полку начали создавать свой музей. При сборе материалов было решено собрать сведения об одноименной с полком станице. По своим каналам, через знакомых офицеров командование полка обратилось с письмом к войсковому старшине Венеровскому, проживающему в Северской. В нем от имени полкового собрания офицеров излагалась просьба предоставить некоторые сведения о станице для полкового музея и прислать, по возможности, фотографии памятных мест для написания истории полка. Не имея достаточных сведений, войсковой старшина Венеровский передал письмо старшему помощнику атамана Екатеринодарского отдела есаулу Д. К. Михайлопуло. Последний, в свою очередь, по распоряжению атамана отдела вызвал северского станичного атамана урядника А. К. Галацана и поручил ему исполнить все, о чем просит командование Северского драгунского полка.
Урядник Афанасий Константинович Галацан был человеком очень исполнительным и инициативным. Он немедленно вошел в переписку с командованием полка и все, о чем просили, выполнил блестяще. Надо подчеркнуть, что все это происходило в сложнейших условиях, когда станица переживала эпидемию холеры. 16 июля 1910 года по указанию станичного атамана писарем станицы А. Г. Кирпенко в адрес полка было отправлено ответное письмо. В нем командование полка ставили в известность, что обращение драгун попало по адресу и все, изложенное в нем, будет исполнено в октябре месяце. Небольшая задержка была связана с тем, что драгуны просили прислать фотографии станичных училищ. Одно из училищ (сейчас школа № 43) строилось, и его завершение планировалось на октябрь 1910 года.
В благодарность за такую отзывчивость командир Северского драгунского полка полковник, князь Д. Р. Абашидзе 29 октября 1910 года направил в адрес атамана станицы специальное послание, где станичному правлению выражались слова глубокой признательности за присланные материалы для музея полка. Но это было не все, благодарный командир легендарного полка писал: «Вместе с сим 29 октября сего года багажом отправляем ящик с иконою Рождества Пресвятой Богородицы. Икона эта — для полкового праздника Высочайше вверенного мне полка, сооруженная полком для церкви соименной ему станицы Северской, да будет навсегда молитвенной памятью пребывания полка во вверенной Вам станице в 1863 году. Икона не освящена». 2 ноября 1910 года это послание, подписанное лично князем Д.Р. Абашидзе, было вручено северскому станичному атаману, а на следующий день на станичную железнодорожную станцию прибыл и багаж с иконой. По приказу станичного атамана ценный подарок был немедленно доставлен дежурным нарядом казаков в станичное правление. Весть об этом быстро облетела всю станицу.
Конечно же, это было далеко не ординарное событие в жизни станицы. Урядник А. К. Галацан немедленно доложил об этом по команде — атаману Екатеринодарского отдела полковнику П. Н. Комянскому и пригласил его посетить станицу для участия в торжествах в честь освящения иконы. Это приглашение было принято. Торжества по поводу освящения иконы и перенесению ее в северский станичный храм были назначены на 7 ноября 1910 года и проходили в присутствии полковника П. Н. Комянского и его старшего помощника есаула Д. К. Михайлопуло. После освящения иконы было проведено торжественное богослужение с поминанием драгун-северцев, павших во время защиты северского поста. С тех пор икона, подаренная Северским драгунским полком, находилась на самом почетном месте в станичном храме.
Икона была большого размера в красивой раме и золоченой ризе. К раме иконы была прикреплена серебряная дощечка с надписью: «Икона Рождества Пресвятой Богородицы. Икона сия сооружена для церкви станицы Северской усердием одноименного станице Северского драгунского полка при командире его полковнике, князе Дмитрии Ростомовиче Абашидзе — в память квартирования полка в этой станице в 1863 году». Так станица обрела еще одну религиозную святыню, которая особо почиталась жителями.
Сразу после окончания торжеств состоялся станичный сбор, и по его решению от имени станичного правления в адрес командира Северского драгунского полка полковника Д.Р. Абашидзе была направлена телеграмма с выражением благодарности от всего населения станицы. Вот о чем говорилось в телеграмме: «Сегодня в присутствии атамана отдела полковника П.Н. Комянского торжественно освящена присланная полком икона Рождества Пресвятой Богородицы. Помянув в молитвах былых и здравствующих воинов полка, заложивших станицу Северскую, глубоко благодарим полк за трогательный, дорогой подарок. Да будет он служить вечной памятью нам, детям нашим, внукам и правнукам о славной жизни Северского драгунского полка на родной нам Кубани».
В годы Первой мировой войны Северский драгунский полк принимал активное участие в боевых действиях. За личную храбрость три его офицера были награждены орденами Святого Георгия и еще три — Георгиевским оружием. Георгиевскими крестами были награждены многие нижние чины, в числе которых легендарный герой Гражданской войны и будущий маршал Советского Союза С.М. Буденый.
После бурных революционных событий 1917 года все полки старой царской армии были расформированы и все их славные дела преданы забвению. Дорогая икона, подаренная жителям станицы от командования и личного состава Северского полка, была утрачена. О пребывании Северского полка на Кубани свидетельствовало только имя станицы. С 1922 года была образована волость с центром в Северской, а через 60 лет после образования станицы, в 1924 году, был образован Северский район. Однако память о том, кому станица и район обязаны своим названием, стала постепенно стираться. Тем не менее, вопреки неумолимому течению времени иногда случаются события, способные вновь пробудить ее. Такое событие чудным образом произошло в год 150-летнего юбилея станицы — в 2014 году.
Речь идет о наградном чайнике Северского драгунского полка. Судьба этой реликвии оказалась сложной. Чайник был обнаружен в далеком городе Муроме, а затем приобретен коллекционерами из города Рязани. Северским краеведам — энтузиастам своего дела — удалось установить контакт с новыми владельцами реликвии и пригласить их в Северскую. Летом 2014 года они прибыли в станицу и были приглашены в станичный антикварный магазин, расположенный по адресу: ул. Шевченко, дом 8. Реликвия была осмотрена на предмет подлинности и сохранности. Осмотр подтвердил оригинальность и подлинность вещи, после чего чайник был приобретен и выставлен для продажи в антикварном магазине.
Чайник находится в хорошем состоянии и сохранил свой первозданный внешний вид. На его крышке и боковой поверхности сделаны надписи. На крышке крупными заштрихованными буквами выгравирована надпись: «18 Северский драгунский полк». На боковой поверхности изображены скрещенные мечи и четко читается надпись: «За храбрость». В самом центре под изображением мечей помещена надпись: «Аброс». Обретение столь ценной реликвии является большой удачей, и вдвойне ценно то, что она осталась в станице, которая носит гордое имя Северского драгунского полка.
Б. Семенцов, краевед-исследователь.
А. Щерба, доктор исторических наук, профессор.