Общество

Репетировал школьный ансамбль…

Недавно Станислав Михайлович отметил свой 60-летний юбилей. У него по-прежнему много планов и идей, он по-прежнему любит детей и старается научить их очень важному в жизни — слышать музыку, открывать свою душу навстречу прекрасному.

…В 1994 году в посёлке Ильском появился человек с баяном в руках. С русским музыкальным инструментом никак не вязалась его явно не славянская внешность.

— Моя мама русская, а отец армянин, — улыбаясь, рассказывает Станислав Михайлович. — Вот и получился я такой чернявый да смуглявый. Приехал из Узбекистана, где 24 года работал педагогом в музыкальной школе.

А началась любовь к музыке с того, что троюродный брат Станислава готовился к сессии в музыкальном училище. Студент растягивал меха баяна, а младший брат сидел и слушал как завороженный. Потому поступил в музыкальную школу, а когда окончил её, сомнений в том, чем будет заниматься в жизни, не было. Будучи ещё старшеклассником Станислав вёл в школе большую внеклассную работу — музыкальное оформление вечеров, дискотек и тематических мероприятий было полностью на нём.

Музыкальное училище в Бухаре стало первой ступенькой на пути к профессиональному росту. Учился заочно и одновременно преподавал в родной музыкалке. Через два года после окончания училища Станислав поступил в пединститут на факультет русского языка и литературы.

Десять лет Станислав играл в большом эстрадном джаз-бенде «Вечерний звон», где прошёл хорошую школу и многому научился. Когда наступили времена национализации бывших союзных республик, коллектив переименовали на узбекский лад, и в переводе это уже звучало как «Цветущий край».

Те перестроечные времена Станислав Михайлович вспоминает и с улыбкой, и с печалью…

— Когда Узбекистан стал самостоятельным государством, перед всеми была поставлена задача — в течение двух лет выучить узбекский язык. Мне это дело давалось очень нелегко. Помню, когда на уроках ребёнок что-то говорил мне по-узбекски, я записывал всё это русскими буквами, и бежал к трудовику, чтобы тот перевёл мне смысл сказанного. Потом опять же русскими буквами записывал узбекский текст ответа, и бежал к ученику объяснять… Одним словом, узбекский я так и не выучил. Пришлось из республики уезжать. Был в Питере, на Белгородчине, но всё что-то не устраивало. Так оказался на Кубани.

Попав в Ильский, Станислав хотел, было, устроиться в музыкальную школу, но свободной ставки не оказалось. Пошёл работать в общеобразовательную, сначала в 16-ю, потом в 14-ю. По совместительству в поселковый Дом культуры аккомпаниатором в ансамбль «Русская песня», с которым сотрудничает и по сей день.

— Директором школы № 14 тогда был Альфред Дмитриевич Егоров, мы с ним прекрасно поняли друг друга, замечательный человек и учитель. Он дал мне две ставки педагога дополнительного образования. Вот это была отрада для сердца! Начал собирать школьные ансамбли, вокальные группы, дети вырастали, составы менялись, но со всеми ребятами мы участвовали в конкурсах, фестивалях, занимали призовые места. А как они ждали Дня Победы, когда мы на площади посёлка давали четырёхчасовые концерты! Это был для них настоящий праздник. Приходили их ровесники, родители, друзья и соседи. И всем им мои музыканты могли показать всё, что умели, чему научились.

А через некоторое время Станислава Михайловича уговорили преподавать в школе уроки музыки. И первое, с чем он столкнулся, было отношение к его урокам. Почему-то их считали несерьёзными, неважными, что ли. Конечно, с алгеброй или физикой не сравнить, но и музыке нужно учиться основательно, это тоже наука. Так считал Станислав Михайлович, бегая с первого на третий этаж и обратно с баяном в руках. Своего кабинета у него так и не появилось…

С первого сентября этого года Станислав Михайлович работает в средней школе № 16. Ведёт уроки музыки и налаживает внешкольную музыкальную жизнь. С детьми он сходится очень легко, понимает и старается уважать их музыкальные вкусы, но зачастую мягко и тактично корректирует.

Для того чтобы играть в ансамбле под руководством Сулейманова, вовсе не обязательно учиться в музыкальной школе и уметь владеть каким-то инструментом. Он учит всех с нуля. «Если у ребёнка есть интерес к музыке, он способен освоить не один, а даже несколько музыкальных инструментов», — считает Станислав Михайлович.

— Сегодня моим музыкантам очень помогает Интернет, — говорит Сулейманов. — Там можно найти всё и научиться очень многому. В каждой группе детей, что приходят ко мне, почти сразу выявляется лидер, это заметно с первых дней занятий. Остальные ребята тянутся за ним, стараются не отставать. И от этого соперничества все только выигрывают. Детям интересно заниматься, интересно иметь какие-то достижения, интересно выступать перед сверстниками. Но для того, чтобы чего-то достичь, нужно любить свой инструмент, трудиться, мозоли натереть на пальчиках.

Очень внимательно Станислав Михайлович относится и к репертуару, который дети пытаются исполнять. Первое требование — этичность текстов. Их в группе внимательно читают и разбирают. Если есть сомнения, откладывают сразу.

— Девочки должны быть девочками, ребята — ребятами. Очень неприятно, когда на сцену выходит ребёнок и начинает петь о взрослой любви, — говорит Станислав Михайлович. — Да, мелодичность, лирика и некоторая «слезливость» привлекают девчонок в определённом возрасте. Но, всему своё время.

Сегодня Станислав Михайлович создаёт в школе новые группы и отбирает для них детей. Если есть чувство ритма и гармонии, слух и музыкальная память, приглашает вместе поработать. А в том, что будут результаты, никто не сомневается!

Татьяна Симагина.

Фото их архива Станислава Сулейманова.

Подписка на газету «Зори»

Оплата онлайн, доставка на дом

Читайте также

Интересное в Северском районе

Поиск по сайту